Население Украины сокращается высокими темпами. Об этом в издании «Зеркало недели» пишет Анатолий Кинах - бывший премьер-министр этой страны и бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны, а ныне глава Украинского союза промышленников и предпринимателей
По данным Госстата Украины, ежегодно население уменьшается на 170–180 тыс. человек, словно с карты страны исчезает целый город. При этом темпы сокращения населения растут: за январь—август 2017 года украинцев стало меньше на 139,6 тыс., поэтому по результатам года можно ожидать сокращения до 200 тыс. ВОЗ называет Украину в пятерке государств с самой большой динамикой сокращения населения. Нынче на 100 умерших приходится лишь 61 новорожденный, а это — признак депопуляции.
Из-за низких показателей рождаемости и высоких — смертности быстро меняется возрастной состав населения — удельный вес граждан среднего и старшего возраста растет. Зато сокращается группа людей трудоспособного возраста, прежде всего мужчин.
По данным Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения, средняя продолжительность жизни в Украине на пять лет ниже, чем в странах Европейского Союза. По сравнению со странами Европы смертность населения в Украине практически вдвое выше (в 2014 г. — 14,7 случаев на 1000 населения против 6,7 в странах — членах ЕС). По состоянию здоровья населения граждан Украина занимает одно из самых низких рейтинговых мест в европейском регионе, а в мире — 99-е среди 145 принятых к оценке стран.
По мнению работодателей, экспертов, нынешняя так называемая реформа здравоохранения — это бессистемный набор фрагментарных, научно не обоснованных мер. В стране много лет не готовится ежегодный доклад о состоянии здоровья населения, с его обязательной частью — профессиональными рекомендациями необходимых изменений. Последняя перепись населения проводилась в начале 2000-х, хотя, по рекомендациям ООН, должна проходить раз в 10 лет. Беспрецедентно снижен уровень качества управления в сфере здравоохранения.
Сокращение населения — это не только уменьшение количества рабочей силы, но и сокращение внутреннего рынка. За последние 25 лет потребителей в стране стало на 20% меньше.
Украинские заведения профтехобразования ослаблены недостатком финансирования, перекладыванием его на местные бюджеты. Материально-техническая база, образовательные стандарты давно не обновлялись, утрачена их связь с реальным сектором экономики. Высшее образование также оторвано от реальных потребностей. Существует избыток одних специальностей и нехватка других, что является причиной последипломной безработицы. Дисбалансы образования приводят к растущему желанию уехать из страны. По данным экспертов, каждый шестой-седьмой украинец задумывается о трудовой миграции.
По уровню жизни Украина относится к беднейшим странам Европы. По данным ООН, более 60% людей живут ниже черты бедности. Среднемесячная зарплата за январь—август в Украине составила 6784 грн, при этом в промышленности — 7269 грн, сельском хозяйстве — 5501, образовании — 5658, здравоохранении — 4877 грн. Ни одна позиция не дотягивает до 300 долларов! Повышение минимальных зарплат до 3723 грн., что предусмотрено проектом бюджета-2018, принципиальных изменений не принесет.
Около 80% пенсионеров, а это более 9 млн человек, живут за чертой бедности. Принятый закон о пенсионной реформе не изменит ситуацию кардинально, пенсионеры так и останутся самой бедной прослойкой населения.
Польше удалось за счет украинцев обновить рост населения от 15 до 70 лет за 2009–2016 гг. почти на миллион (в Украине именно за этот период население сократилось на шесть миллионов — по данным Госстата). В ходу такие механизмы, как выдача вида на жительство, предоставление гражданства, упрощение трудоустройства и пребывания в стране-работодателе, специальное банковское обслуживание финансовых потребностей новых "европейцев", и т.д.
Болезненная проблема экономики — отсутствие доступа предприятий к финансовым ресурсам, что ограничивает инновационную деятельность, модернизацию мощностей, рост доходов, ВВП в целом. Хотя учетная ставка НБУ значительно упала за последнее время и составляет сейчас 13,5%, коммерческие банки не спешат снижать стоимость кредитов (ныне 20–22%). Если и найдется украинское производство, готовое принять такие условия, — как ему конкурировать с Евросоюзом, где для бизнеса выделяют средства под 2–3, а то и 0%?
Запутанность обычных процедур, бюрократическая волокита — вот с чем украинский бизнес сталкивается ежедневно. Ежедневно приходится слышать о давлении силовых органов на предпринимателей, о несовершенстве системы защиты прав собственности. По данным Всемирного экономического форума, в 2016 г. Украина по индексу защиты частной собственности из 137 государств заняла 128-е место. Под массированной атакой силовиков — ІТ-сектор. С одной стороны,сегодня он динамично развивается, и это признает весь мир. С другой — очевидно, что именно те, кто демонстрирует прогресс, ликвидность, доходность, сразу попадают в центр как минимум нездорового внимания.
Страдает агробизнес, особенно фермерские хозяйства, речь идет о попытках отобрать выращенный урожай, технику и землю. В постоянном напряжении — морские порты, и это на фоне потери транзитного потенциала страны. В этом списке много громких названий — "Акселор Миттал", "Драгон Капитал", "Мотор Січ", Бориспольский и Одесский международные аэропорты, МАУ и т.д.
Нынешнее рейдерство отличается циничностью, незамаскированностью, связью с правоохранительными структурами. Бизнесу крайне трудно, если вообще возможно, доказать свою правоту в судах и вернуть отобранное. Государство, по закону являющееся гарантом прав собственности, защиты имущества, жизни и здоровья людей, отстраняется от выполнения этой задачи.
К сожалению, все призывы чиновников "прекратить кошмарить бизнес" остаются призывами. Недавно УСПП был вынужден провести обсуждение многочисленных заявлений предпринимателей по поводу административного давления, немотивированных претензий со стороны контролирующих государственных органов. Было обнаружено, что несмотря на все разговоры о дерегуляции, контрольные функции по отношению к бизнесу имеют почти 40 министерств и ведомств, к которым еще нужно добавить многочисленные структуры органов местной власти.