Надежда Попова
"Новые известия" посвятили этой теме несколько публикаций. Мы интересовались у атомщиков: разве это нормально размещать почти 2 тонны бомбовых материалов в центре пятимиллионного Санкт-Петербурга? Свои вопросы атомщикам задавали депутаты Санкт- Петербургского законодательного собрания, а также экологи и просто неравнодушные люди. Была создана петиция, которую поддержали более 11 тысяч человек.
- Против опасного ядерного эксперимента в 2 километрах от Исаакиевского собора выступили тысячи петербуржцев, - говорит эксперт по проблемам ядерной безопасности Рашид Алимов. - И их услышали. Это доказывает, что люди прекрасно понимают риск, которому их хотели подвергнуть.
Эксперты убеждены: на решение Росатома не загружать ядерное топливо в центре Петербурга повлияли не только правительства скандинавских стран (они тоже выступило резко против подобных экспериментов), но и жители города на Неве, у которых становится всё больше доказательств безответственности ядерщиков. Только за лето в Санкт-Петербурге произошло сразу два атомных ЧП: сначала журналисты сообщили о пожаре на плавучей атомной станции, а потом стало известно об утечке ядерных отходов в Радиевом институт. Утечку ядерщики скрывали 5 лет!
- Провести загрузку и запуск реакторов плавучей АЭС в Петербурге помешала обеспокоенность соседей России по Балтийскому региону тем, что в международном морском праве отсутствует такое понятие как "несамоходный плавучий ядерный объект," - сообщил журналистам ещё в конце июля новый глава Росатома Алексей Лихачев. -По этим причинам комплексные швартовные мероприятия решили произвести в порту Певек на Чукотке.
Но вот совершенно случайно стало известно, что свежее ядерное топливо уже находится на борту плавучей атомной станции "Академик Ломоносов". Загружено оно в специальные хранилища на борту атомной баржи.
Как выяснилось, бомбовые материалы находятся на плавучем энергоблоке не первую неделю. Но известно об этом стало в конце октября, когда на плавучей АЭС побывали телевизионные журналисты. Именно они первыми, во время "экскурсии" по плавучему энергоблоку и сообщили о специальных хранилищах для ядерного топлива на борту "Академика Ломоносова". Эту информацию подтвердили и сотрудники Росэнергоатома.
- Ядерное топливо, привезённое и размещённое на борту плавучего энергоблока «Академик Ломоносов», скоро вывезут из города и отправят на завод-изготовитель, - рассказал Кирилл Топоров, заместитель главного инженера филиала концерна «Росэнергоатом» «Дирекция строящихся плавучих атомных станций. - Топливо будет отправлено на «Машиностроительный завод» («МСЗ», город Электросталь, Московская область). А потом отдельным транспортом будет доставлено в Мурманск на загрузку.
Но кому же из атомщиков понадобилась такая сложная схема обращения с высокообогащенным ураном-235? Сначала ядерное топливо из города Электросталь доставили в центр Санкт-Петербурга. Но вот теперь будут везти обратно на Машиностроительный завод в Электросталь. Потом из Электростали - в Мурманск... Почему ядерное топливо нельзя было сразу отправить на базу "Росатомфлота" в Мурманск? Почему оно оказалось на борту недостроенной плавучей атомной станции "Академик Ломоносов" в центре пятимиллионного города? С кого спрашивать? Да и операция по перевозке радиационно-опасного топлива по такому сложносочиненному маршруту стоит отнюдь не "три копейки".
И еще. В начале июля "Новые известия" писали о странном пожаре на плавучей АЭС. .Сам собой возникает вопрос - а бомбовые материалы уже были в тот день на недостроенной плавучей АЭС, которая всё еще стоит у причала Балтийского завода в 2 км от Исаакиевского собора? Ещё один пожар плавучая АЭС пережила в декабре 2016 года.
А если опять пожар?
СПРАВКА
Плавучая АЭС "Академик Ломоносов", проект 20870 - несамоходное судно высотой с десятиэтажный дом. Водоизмещение - 21500 тонн. Длина – 144 м, ширина – 30 м, осадка – 5,6 м. Экипаж - 70 человек. Оснащена двумя модифицированными реакторами КЛТ-40, способными вырабатывать энергию, достаточную для города с населением 250 тысяч человек.