Posted 30 октября 2017, 12:56
Published 30 октября 2017, 12:56
Modified 8 марта, 01:51
Updated 8 марта, 01:51
Егор Рудаков
Судите сами. Более 25 лет московскую усадьбу Лопухиных, что на Пречистенке, занимал общественный музей Николая Рериха Международного Центра Рерихов, основанный младшим сыном этого великого художника – Святославом. В 1990 г. он передал для его создания сотни картин отца и архив семьи Рерихов мирового значения. Не залезая в карман государству, общественность и меценаты на свои сбережения отреставрировали старинных особняк, превратив его в самобытный негосударственный музей известный не только в России, но и за рубежом.
Успешная культурная работа этого музея, видимо, не давала спокойно спать нынешнему руководству Министерства культуры –министру Владимиру Мединскому и его первому заместителю Владимиру Аристархову, которые более трех лет подобно кукушке пытались выкинуть из насиженного и благоустроенного гнезда общественников, захватить все здания, территорию, и, конечно же, собранную в общественном музее крупнейшую коллекцию живописи Рерихов. По оценкам В. Мединского она тянет на 15 миллиардов рублей. Взамен выбрасываемого общественного культурного центра чиновники старались подсадить в дворянский особняк Государственный музей Рериха в качестве филиала музея Востока. Того самого, где уже много лет не могут «вспомнить» куда подевались из запасников картины Рерихов. Независимой проверки ни разу не проводилось, а нынешний министр культуры бойко рапортует на запросы депутатов, что хищений нет.
Общественный музей из усадьбы выталкивали грамотно – сперва лишили финансирования, разрушив бизнес мецената, после инициировали десятки внеплановых проверок, вплоть до наличия в деятельности сотрудников экстремизма и признаков иностранного агента. Но к досаде чиновников Минкультуры иностранных агентов и экстремистов Минюст в музее не обнаружил.
И вот тогда Минкультуры с ГМВ решили спихнуть общественников силой, чтобы порадовать себя к женскому празднику. Седьмого марта текущего года в усадьбу Лопухиных ворвались несколько десятков силовиков, в том числе с автоматами. Во главе этой небольшой армии шел Тигран Мкртычев – доктор искусствоведения, будущий директор государственного музея Рерихов, а пока еще заместитель директора музея Востока. Этот, в какой-то степени, первый день своей работы он начал, как утверждают очевидцы, с приказа силовикам: «Ломайте двери музея. Они не представляют культурной ценности». Служивые не долго думая разворотили двери усадьбы Лопухиных кувалдой с почтением пропуская претендента на государственный пост по надзору над бесценным наследием семьи Рерихов. В ту ночь Тигран Мкртычев по-хозяйски прохаживался в музейных залах, бережно помогая выносить упакованные картины Рерихов подаренные общественному музею меценатами, для перевозки шедевров в закрома своего родного музея Востока. Представители ГМВ и Минкультуры покинули территорию усталые и довольные, обещая вернуться.
Они вернулись в канун Первомая. 28 апреля пришел лично директор государственного музея Востока Владимир Седов и нанятые им за несколько миллионов рублей силовики. Теперь они действовали в усадьбе Лопухиных более решительно. Всех сотрудников общественного центра вывели за ограду не дав забрать даже личные вещи и деловито опечатали двери музея, который им теперь при поддержке Минкультуры предстояло «осваивать» в качестве госучреждения.
Однако силовая практика у ГМВ на этом не закончилась. Вот уже почти полгода новоиспеченный государственный музей Рерихов в усадьбе Лопухиных сотрясают скандалы, связанные с его сотрудником Юрием Избачковым – бывшим следователем и бывшим работником Минкультуры, который теперь, вместо подследственных отрабатывает свои умения на общественниках. Крепкая брань, матерщина и рукоприкладство с постоянной периодичностью возникают на территории государственного новодела, распугивая ворон и прохожих. Судя по всему, таким оригинальным способом руководство ГМВ рекламирует свою работу, популяризируя наследие Рерихов через своего сотрудника.
Последняя драка учиненная Избачковым произошла буквально на днях, когда он ударил женщину, адвоката изгнанного из усадьбы Лопухиных общественного музея, приглашенную в составе комиссии для изъятия народных пожертвований удерживаемых музеем Востока с апреля.
Возникает закономерный вопрос: «Стоило ли разрушать почитаемый общественностью всего мира музей Николая Рериха, чтобы создать на его месте прибежище хамства, безнравственности и бескультурья?».