Вместо эпиграфа приведем портрет Махатмы Ганди с цитатой об отношении к животным. Тут, как говорится, без комментариев.
А начнем обзор с самой многочисленной христианской Церкви — католической:
«Церковь по традиции предоставляет благословение всем созданиям, и людям, и животным….»,— говорит Николя Мен, кюре церкви в Нейи-сюр-Марн.В начале октября, в день святого Франциска, он благословлял кошек, собак и аквариумных рыбок:
Своими действиями он отнюдь не опасался прогневить вышестоящее церковное начальство.Ведь этим летом, утешая мальчика, который оплакивал смерть своей собаки, Папа Римский Франциск сказал ему :«придет день, и мы увидим наших животных в вечности Христовой. Рай открыт для всех созданий Божьих».
После чего благословил собак-спасателей и терапевтов:
Кроме Франциска, ранее и предыдущий Понтифик Иоанн-Павел II утверждал,что животные «так же близки Богу, как и люди»…
Однако Ватикан пока официально не признал наличия Души у животных.
Ведь если она у них есть, — то истинно верующие вряд ли смогут употреблять своих братьев во Христе в пищу, что сильно повредит бизнесу многих сильных мира сего.
Тем не менее, отдельные служители данного культа не только благословляют, но и крестят животных.
Например, настоятель церкви Сен-Пьер-д’Арен в Ницце Жиль Флорини традиционно благословляет всех животных 4 октября, в день святого Франциска Ассизского, который считается покровителем животных.Этот же день является Всемирным днем защиты животных.
А крестил их настоятель галликанской Церкви св. Риты в 15-м округе Парижа монсиньор Доминик Филипп:
Через руки монсиньора Филиппа прошли ламы, зебры, верблюды, пони, обезьяны, змеи, тигрята, львята…Ну, а кошки-собаки ходили сюда просто как к себе домой.Четвероногие прихожане открывали двери к Святой Рите ногами но , несмотря на этот невольный грех, получали причастие наравне с двуногими прихожанами.
К сожалению, светские власти 5-й Республики в 2016 году снесли этот Храм милосердия, чтобы отдать землю застройщик из Нанта, который собирается соорудить на её месте элитное жилье на двадцать квартир, с паркингом и видом на Эйфелеву башню.( прим. авт. Весьма любопытно, кстати, — к какой конфессии принадлежит этот застройщик ?)
Обращаем внимание читателей, что Россия, в этом смысле, — благословенная страна !Здесь всё с точностью до наоборот, — сносят школы, чтобы построить церкви:
В этой связи плавно вернёмся к нашим пенатам, т.е. на родную землю.
_______________________________
Но начнём не с религии заморской, византийской, а с исконно русской, которую пращуры наши исповедывали.
Итак:
В древней мифологии славян в крылатую «собаку — птицу» мог воплощаться солнечный бог Семаргл , входивший в число семи божеств древнерусского пантеона. Семаргл символизировал Солнце летнего солнцестояния и считался охранителем посевов.
По языческим поверьям, собакам покровительствуют добрые божества и через них помогают человеку защититься от злых сил.Бог Семаргл изображался в виде крылатой собаки, олицетворяя «вооруженное добро». Идол Семаргла был установлен кн. Владимиром в Киеве. Предки наши верили в дар предсказания этих животных, которые предчувствовали пожар, несчастье, смерть.
А вот Русская православная церковь усматривала в собаке подлое и греховное существо.
Поэтому слова пёс, собака, сукин сын употреблялись на Руси в качестве бранных. При известии о внезапной гибели вора, подлеца или негодяя русские обычно приговаривают с холодным презрением: «Собаке — собачья смерть!». Лишь староверы-раскольники видели в собаке воплощение Архангела Михаила:
Может быть поэтому наши православные правители выделили в 2014-м году более 3-х миллионов рублей на уничтожение всех бездомных собак и кошек в Сергиевом Посаде, в связи с празднованием 700-летия со дня рождения Св. Сергия Радонежского…
В иудаизме собака является животным нечистым. В священных книгах, таких как Ветхий Завет и Талмуд, практически все упоминания о собаках носят крайне негативные оттенки – презрения, омерзения, грязи и бесстыдства. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18). Поэтому ортодоксальные иудеи называют всех иноверцев — гоями (псами) Мф. 15:26
В священной книге мусульман Коране собака упоминается трижды.
Например, в суре «Пещера», аналогичной христианскому повествованию о семи спящих отроках эфесских (по всей видимости, обе истории заимствованы из общего древнего источника), рассказывается о псе Китмире, охраняющем сон молодых людей (Асхаб аль-Кафк), которые спрятались в пещере, чтобы уберечь свою веру, и усыпленных Аллахом на долгие 309 лет.
Верный Китмир стал одним из десяти животных, которых мусульмане связывают с небесами. Более того, имя этой легендарной собаки помещали на почтовых отправлениях, чтобы послания не потерялись во время долгого пути к своим адресатам. Позже подобное уважительное отношение всячески искоренялось, даже несмотря на прямое указание пророка Мухаммеда не допускать никакой греховной жестокости по отношению к любым живым существам. Данный подход, к сожалению, постепенно стал формальностью. А ведь во многих хадисах регламентируется проявлять к собаке, также как и к прочим существам, сотворенным Всевышним, милосердие и сострадание. Чего стоит, к примеру, поучительное повествование о человеке, который напоил страдающего от жажды пса водой из собственной туфли и за этот добрый поступок попал в рай?
На деле все обстоит далеко не так радужно, и исламский мир живёт, руководствуясь в отношении собак другими хадисами и правилами шариата.
Согласно одному из них Пророк запретил продавать и покупать всех собак кроме борзых (не возбраняется, однако, их дарить). Этот запрет считается равнозначным двум другим – платить блудницам и давать награду предсказателям.
Использовать собак следует только в целях необходимости – для охоты, охраны, выпаса скота, а также в качестве тягловой силы и поводырей для слепых. Держать собак для развлечения, например, в эстетических целях или для собачьих боев, запрещено под страхом сокращения в три раза милости Аллаха за верное служение ему.
Если собака отклоняется в своем поведении от допустимого и становится опасной (например, заболевает бешенством), то автоматически она относится к категории животных, называемых «фасик» (существа, наносящие вред) и должна быть немедленно умерщвлена. Следует отметить, что мусульмане относят к фасик также скорпионов, ворон, мышей и коршунов.
Излишняя доброта по отношению к собаке, а также то, что принято называть «ложным гуманизмом» очень осуждается.
Хотя владельцу и предписывается Кораном делать добро всем животным, находящимся на его попечении, то есть, обеспечивать надлежащее питание, содержание, уход и лечение, на практике подавляющее большинство мусульман этого не соблюдает, мотивируя подобное отношение запретом веры прикасаться к собаке.
В некоторых исламских странах, например, в Иране, религиозное рвение порой доходит до полного абсурда – прямых призывов истребить всех без исключения собак, как домашних, так и бродячих, во имя истинной веры.
Каноническая же идея о том, что судьба всех существ без исключения принадлежит лишь Аллаху, и все должны подчиняться ему, а животные отличаются от людей и джиннов только тем, что не имеют свободы выбора, — просто игнорируется…
Особое отношение к собакам существует в Тибете. Тибетские монахи считают, что душа, не достигшая Нирваны, переходит в собаку. Поэтому монахам запрещено употреблять мясо собак в пищу.
В буддийской традиции есть еще одни священные собаки.Наибольшую известность они получили в Монголии. Это четырехглазые, (с пятнами под глазами), божественные собаки (банхар дурвэн нудтэй), которых называют еще молитвенными собаками (зуугийн нохой). Согласно легенде, первая из них пришла в Монголию вместе с паломниками, ходившими в Тибет поклониться буддийскому божеству. Считалось, что такие собаки высматривают дополнительной парой глаз злых духов, а также способны подолгу сидеть неподвижно, медитируя и творя молитвы за своих хозяев. Когда молитвенная собака умирает, ее хоронят головой на юг, чтобы ее душа вернулась в Тибет и переродилась в человека.
Однако, по нашему мнению, наивысших высот в отношении к животным достигли зороастрийцы — предтечи Джайнизма (религии древних ариев основанной на принципе абсолютного злонепричинения).
У зороастрийцев собака — второе по святости существо после человека, «самое любезное творение». Кормление собаки, в том числе ритуальное, имеет большое значение: пища, данная собаке сразу после захода солнца, предназначается для душ умерших. За нанесенный собаке вред полагалось наказание, причем весьма жестокое. Только за простую обиду или за неподходящую пищу виновного весьма порицали. За увечье, нанесенное собаке, находящейся «при деле», то есть, охотящейся, стерегущей дом, пасущей скот, следовало возместить ущерб наказанием, а за смерть – наказанием в виде жестокой порки конской плетью. За убийство род виновного до девятого колена должен был быть проклят, а сам он после смерти оставался один на один с толпами адских демонов без помощи и поддержки светлых сил.
Однако практическое равенство в статусе человека и собаки налагало и на последнюю определенные обязательства, – собака также подлежала суду и суровому наказанию за нападение на человека.
Закон зороастризма был таков: за укус полагалось лишить собаку уха, за повторный – второго уха, потом хвоста, лапы и так далее. Неисправимых преступников, в конце концов, лишали жизни.
Приложение. Настоящий рай. Притча от Пауло Коэльо:
«Как-то раз шли по дороге человек, конь и собака. Когда проходили они мимо огромного дерева, попала в него молния и испепелила всех троих. Однако человек не сразу понял, что уже покинул этот мир, и продолжал путь вместе с конём и собакой (порой покойникам требуется некоторое время, чтобы осознать перемену своей участи).
Путь был долог и шёл в гору, солнце пекло нещадно, и все трое измучились от жары и жажды. И вот за поворотом открылся им величественный мраморный портал, а за ним — площадь, вымощенная чистым золотом. Посередине бил фонтан холодной и чистой воды. Путник направился к стражу, охранявшему вход.
— Здравствуй.
— Здравствуй.
— Как называется это прекрасное место?
— Это — рай.
— Как славно, что мы добрались до рая, нам очень хочется пить.
— Можешь войти и пить, сколько захочешь.
— Но мои конь и собака тоже страдают от жажды.
— Очень сожалею, — ответил страж. — Но животным сюда нельзя.
Путник огорчился, потому что жажда мучила его нестерпимо, но в одиночку пить не стал, а поблагодарил стража и пошёл дальше. Долго шагали они вверх по склону и совсем выбились из сил, но вот, наконец, увидели некое поселение, обнесённое покосившейся и ветхой деревянной оградой, а за ней — немощёную дорогу, с обеих сторон обсаженную деревьями. В тени одного из них лежал, прикрыв лицо шляпой, какой-то человек и, по всей видимости, спал.
— Здравствуй, — поздоровался путник. Тот молча склонил голову в знак приветствия. — Я, мой конь и моя собака умираем от жажды.
— Вон за теми камнями есть источник. Пейте вволю.
Путник, конь и собака пошли к источнику и утолили жажду. Потом путник вернулся, чтобы поблагодарить.
— Приходите, всегда будем вам рады, — отвечал тот.
— А не скажешь ли, как называется это место?
— Рай.
— Рай? А страж у мраморного портала сказал нам, что рай там.
— Нет, там не рай. Там — ад.
— Отчего же вы не запретите им называться чужим именем? — растерялся от неожиданности путник. — Эти ложные сведения могут вызвать страшную путаницу!
— Ничуть не бывало; на самом деле они оказывают нам большую услугу. У них остаются все те, кто оказывается способен предать лучших друзей.е»