Андрей Петров, полковник в отставке
Когда-то военнослужащим полагался лучший отдых и лечение. Теперь людям, прошедшим все тяготы военной службы, приходится отвоёвывать своё право на реабилитацию в мирное время. Даже бывшие офицеры, которые не привыкли жаловаться на свои проблемы, уже не выдерживают такого испытания.
Получить льготное направление для лечения и отдыха оказывается не просто сложно, а фактически невозможно. Более 50 профильных учреждений с радостью открывают свои двери гражданским лицам, а военные получают отказ за отказом. Причины, по словам недовольных пенсионеров, могут быть совершенно нелепые: «46% офицеров запаса, подавших заявление для получения санаторной путёвки, было отказано по причине отсутствия мест, 11% – из-за неправильно оформленных документов, 9% – из-за несовпадения заболевания с профилем санатория»».
«Звонили в апреле в санаторий - ответили, что еще рано, послали заявление по эл.почте в мае и позвонили в санаторий, на ответили, что можно просить путевку только с середины сентября, так, как до середины сентября все путевки якобы забронированы Москвой? (смешной ответ - совковый!) Прямая дикриминация военослужащих, которые имеют право на отдых в ведомственных санаториях. И к тому же отдыхали во многих военных санаториях по России и везде одно и то же, не прослеживается уважения к клиентам, даже лгать не умеют правдоподобно, будто Москве больше негде отдыхать, как только в этом военном санатории», - написала Елена, которой пока так и не удалось получить заветную путевку.
И такая ситуация происходит массово. И это неудивительно, ведь санаториям гораздо прибыльнее реализовать путевки по полной стоимости среди гражданского населения, чем предоставлять льготное размещение офицерам. Есть, правда, и такие счастливчики, которые на бумаге получают сразу несколько путёвок в различные санатории. С помощью такого хитрого хода учреждения документально закрывают лимит по льготному размещению и со спокойной душой (а может, всё-таки нет?) отказывают военнослужащим по причине отсутствия мест. Конечно, жажда наживы не останавливает их и сразу после отказа они как добрые самаритяне предлагают выдать путёвку, но по её полной стоимости.
Но стоит ли тратить свои нервы, время, а иногда и деньги (ведь есть и те отчаявшиеся защитники страны, которые оплатили своё «бюджетное» лечение) на санаторный отдых? Отдавая свои кровно заработанные средства, военнослужащие оказываются в таких условиях, что отдых больше походит на новые испытания на прочность.
Вот лишь один из характерных отзывов о санатории «Золотой берег» в Сукко: «Заселили в двухместный однокомнатный "стандарт": окна без москитных сеток, ползают ящерицы, мухи и др. насекомые. Грязное все: окна, подоконник, стол, тумбочки. Душевая кабина: створки, на которых нет ручек, грязные краны, лейка грязные. Вода из душа не течет. Умывальник маленький, как в самолёте, угловой и грязный. На унитазе сидушка сломана. Все крючки, полки сломаны, негде повесить полотенце или халат. Из-под раковины течёт вода, мыльницы нет. Чайник выдают на час, в номере его нет, телевизор имеет 2 канала и те выключают в 24-00. Окна номеров выходят или во двор на каменную стену, или на 2-х метровый забор из профнастила, за которым скрыт многолетний долгострой. Клуба нет, фильмы демонстрируют из проектора на стену, культурной программы нет. Пляж грязный, валяется гора бытового мусора. Полная антисанитария. На территории живёт свора бродячих собак, которые всю ночь лают под окнами. 21 день выживания, а не отдыха. И уехать нельзя, т.к. путевку не отдают, потому что для администрации всё это - не уважительная причина. Вот такие условия созданы для военных пенсионеров».
Ведомственные здравницы не просто требуют ремонта, они находятся в плачевном состоянии. «Новое» медицинское оборудование почти за 600 млн рублей, а именно столько на него было выделено, скорее не лечит, а калечит. Люди, обратившиеся с целью поправить своё здоровье, не получают должной помощи. Лечебные процедуры, даже если и проводятся, то в мизерном количестве. Вот что пишут об этом побывавшие на «отдыхе» пенсионеры: «Основное заболевание записано в карте - гипертоническая болезнь 2ст риск 1. Мне назначили по этому заболеванию 1 процедуру – смотреть в зеркало 8 раз в течении трех минут. На этом все лечение бесплатное закончилось. Ссылаются на указание Москвы. И как я не доказывал, что я таблетки пью от давления, а вот колени и икры, и кости мне спать не дают, все бестолку - только за деньги. Так утверждают все врачи. Это указание пришло из Москвы в 2017 г. Врач физиотерапевт сказал, что жалко вас больных, но если он назначит процедуру не по основному заболеванию, его выгонят с работы. И это правда. Москва всё мутит».
Правда, никто не говорит, что в лечении отказывают полностью. Нет, за дополнительную плату можно получить и требуемую терапию, и пройти обследования у специалистов. Но есть и те учреждения, которые даже за мзду не могут оказывать «льготное» обслуживание.
Всё-таки многие из них годами ждут ремонта. И не только косметического, а капитального. Здания санаториев рассыпаются на глазах. Фасады корпусов требуют, помимо скрывающей трещины покраски, серьёзной переделки. Внутренняя обстановка номеров оставляет желать лучшего, гранича между обветшалостью и убогостью. «Современное» оборудование уже, наверное, и не помнит года своего производства.
Куда уходят средства, в какие города… Ведь, по цифрами отчетов, санатории Минобороны неплохо обеспечены. В 2018 году секретные расходы бюджета по статье «Санаторно-оздоровительная помощь» превысят 6 млрд рублей. Несомненно, часть этой суммы предназначена именно на оснащение военных санаториев. Эксперты предполагают, что бюджетные средства «теряются» по пути к ведомственным учреждениям не только по причине нерационального расходования, но благодаря руководству военно-медицинского управления.
Начальник Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ Дмитрий Тришкин всерьёз заявил, что военные санатории станут альтернативой отдыху за рубежом. Такие слова больше походят на издёвку. Кажется, что «лечения» требует именно система управления. Хотелось бы, чтобы начавшаяся в Минобороны «терапия» была прописана и ответственному за положение дел в этой сфере Дмитрию Тришкину. Один раз он уже получил чудодейственный «укол» и был снят с поста министра здравоохранения Мособласти, где его действия спровоцировали лекарственный кризис.
Пока «процедуры» только ждут своего исполнения, и неизвестно, окажется ли действенным «лечение», защитники родины остаются перед животрепещущим выбором: передохнУть или передОхнуть.