Posted 27 октября 2017, 14:56
Published 27 октября 2017, 14:56
Modified 8 марта, 01:53
Updated 8 марта, 01:53
О том, что можно ожидать от руководства Китая в ближайшие пять лет, - рассуждает на сайте Московского Центра Карнеги эксперт Александр Габуев.
По мнению Габуева, нет сомнений, что Си Цзиньпин стал абсолютным победителем в деле укрепления личной власти. Важно, что семь его новых соратников, которых он провел в Постоянный комитет политбюро (ПКПБ), фактически его ровесники – они родились в 1950-е годы. И все они получили ключевые посты в китайской системе власти. Однако, в отличие от прошлого, очевидных преемников ни у Си, ни у премьер-министра Китая Ли Кэцяна в этом составе политбюро нет.
Консолидация власти Си Цзиньпином, - считает эксперт, не ограничивается отсутствием преемников и большим числом сподвижников среди семерки ПКПБ. «Не менее важно, что в 25-местном политбюро также доминируют выдвиженцы Си, занявшие ключевые посты в партийном аппарате. Важнейшие отделы ЦК, руководство которыми автоматически дает место в политбюро, полностью перешли под контроль Си, причем в большинстве случаев должности глав этих отделов заняли бывшие замы – очевидно, генсек уже пять лет назад думал о подобной аппаратной комбинации и сейчас смог ее реализовать.»
Подробно рассказав о каждом из новых назначенцев Си Цзиньпина, Александр Габуев задается вопросом, как использует эту ситуацию китайский лидер. Ведь в таком благоприятном положении, у Си Цзиньпина, по мнению эксперта, открывается большое поле для кадровых маневров. В 2023 году ему надо будет освободить лишь пост председателя КНР (так требует китайская конституция, если ее не переписывать) – самую формальную и малозначимую из своих должностей.
Этот пост можно оставить, сохранив в своих руках в 2022 году по итогам ХХ съезда куда более важные позиции генсека КПК и главы Центрального Военного Совета (ЦВС) еще на пять лет. Точно с таким разделением постов главы партии и государства вполне успешно живет соседний коммунистический Вьетнам, - напоминает эксперт. Кроме того, Си может отдать пост генсека кому-то из своих выдвиженцев, не получивших должного опыта в ПКПБ, – вместе с контролем над ЦВС и сетью своих верных людей на ключевых постах это оставит ему все рычаги реального управления.
В любом случае, заключает Габуев, у китайского лидера еще есть время подумать, как еще консолидировать власть: теперь он уже не просто первый среди равных, а настоящий император, «который после двух слабоватых предшественников должен восстановить позиции своей красной династии. Главный вопрос в том, будут ли следующие пять лет посвящены именно дальнейшей консолидации режима или Си использует свою укрепившуюся власть для проведения назревших структурных реформ...»
Оригинал здесь.
Фото: www.globallookpress.com