Банки будут собирать эти данные согласно разработанному Банком России законопроекту об удалённой идентификации клиентов. Документ обяжет банки собирать и хранить изображения лиц и слепки голосов. В дальнейшем предполагается создание единой биометрической системы, которая позволит брать кредиты либо делать вклады удаленно, не посещая банковские офисы.
Полномасштабный сбор данных запланирован на следующий год, однако некоторые банки уже запустили свои "пилоты".
"В оценке такого рода явлений полезно смотреть на зарубежный опыт. Первая страна, внедрившая подобные технологии - это Япония, там уже более десяти лет действуют системы, позволяющие в качестве элемента идентификации клиента использовать радужную оболочку глаза", - говорит Сергей Хестанов.
Скорей всего, в обозримом будущем для клиентов российских банков такой способ как биометрия, будет необязательным условием, предполагает эксперт. То есть клиент либо предоставляет данные для биометрии и упрощенным порядком использует сервисы, либо вводит логины, пароли и т.д.
Скорей всего, в силу консерватизма часть клиентов от биометрии откажется. Но если смотреть, как развивалось это направление в Японии, там со временем биометрия стала мейнстримом - люди привыкают, их перестанет это шокировать.
"Внедрение этой системы совершенно не усложнит работу банков и деятельность клиентов. С точки зрения IT это всего лишь добавление одной опции. Кроме того, приборы, которые обеспечивают считывание отпечатков пальцев, радужной оболочки глаза и прочего, они выпускаются серийно, они сертифицированы. Наибольшая проблема здесь все-таки - менталитет пользователей. Но тут, повторюсь, все связано с добровольным подходом - те, кто не захочет иметь с этим дело, просто не будут пользоваться", - сказал Сергей Хестанов. При этом эксперт предположил повсеместный переход на биометрию в течение десяти лет, "так как это действительно очень удобно - положил руку и ты идентифицирован".