Когда Ксения Анатольевна Собчак заявила о том, что собирается выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 2018 года, реакция на это была насмешливо-отрицательной в обоих основных лагерях: условно-либеральном и условно-патриотическом. Западники посчитали это предательством. У них был основной кандидат – Алексей Навальный. Поскольку ему нельзя баллотироваться в связи с судимостью, расчёт был на либеральный бойкот выборов.
Собчак этот бойкот срывала. Поэтому либералы предположили, что за Ксенией стоят политтехнологи Кремля. Удивительным образом с либералами на сей раз согласились и патриоты, многих из которых это, якобы кремлёвское решение явно оскорбило. В принципе, никто не против повышения легитимности выборов, но использование Собчак для этого — это чересчур.
Однако, нашлись и те, кто ничего забавного в происходящем не увидел. Самым проницательным, пожалуй, оказался профессор Дмитрий Евстафьев, который предположил, что за выдвижением Собчак стоит так называемая "Семья" — так с конца девяностых у нас принято называть группу лиц, близких к первому президенту России, а также его родственников. Господин Евстафьев указал на то, что Собчак вовсе не будет служить на выборах чьим-либо спойлером. Напротив, её кампанию будут вести серьезно, добиваясь максимально возможного результата. Выиграть, конечно, никто не рассчитывает, но борьба будет вестись за третье или даже за второе место на выборах. Что позволит "Семье" сохранить свои политические позиции в нашей стране на следующую президентскую каденцию.
Удивительно, но правоту Евстафьева жизнь подтвердила почти молниеносно. В будущий предвыборный штаб Собчак один за другим начали входить знаковые фигуры 90-х, эксперты и профессионалы, широко известные в узких кругах. Уже сегодня понятно, что за госпожой Собчак стоят серьезные силы и большие деньги. При этом, вряд ли стоит говорить о том, что всё это делается с санкции Кремля, зато происходящее заставляет вспомнить о популярной теории борьбы "кремлевских башен".
Если же говорить о возможных целях кампании, то, вероятно, профессор Евстафьев ошибается. Если бы речь шла только лишь о максимально возможном наборе голосов в противовес Путину, то, скорее всего, была бы выбрана какая-нибудь другая фигура. Менее скандальная, менее одиозная. Такая, которую хотя бы теоретически граждане России могли бы себе представить в кресле президента. Это могла быть и женщина, почему нет? Но уж никак не Собчак. Если бы речь шла о выборах в Государственную Думу, тогда за Ксению могли бы голосовать из чувства протеста или, что называется, по приколу. Но пост президента слишком важен, и тут люди не могут себе позволить особых развлечений.
Следовательно, задача Ксении Анатольевны иная. А какая же? Особо этого никто не скрывает. И сама Ксения говорит об этом вполне откровенно. Она умеет делать шоу, и она и будет делать из президентских выборов шоу. Печально для Навального, но Собчак способна подорвать сами выборы куда серьёзнее, чем какой-то там вялый бойкот, которого бы в конце концов никто и не заметил.
Именно поэтому никто ничего не стесняется и даже не делает вид, что Ксения будет популистом вроде Трампа, будет стараться понравиться массовому избирателю. Сегодня это невозможно, её имидж давно сложился. Так что, обходить острые углы нет необходимости. Ксения спокойно называет Крым украинским, прекрасно зная, сколько голосов потеряет сразу же на одном только этом заявлении. Это ещё лучше проясняет главную цель: максимально раскачать политическую систему, обострить ту холодную войну, которая и без того давно идет в медийном пространстве, вызвать максимальное раздражение у обывателя.
Ползучая украинизация российской политики, во многом связанная с манерой пропаганды на федеральных каналах, с приходом Собчак должна ускориться, обостриться и достичь апогея. Слухи о том, что за кампанией Ксении стоит Кремль, будут регулярно вбрасываться в информационное пространство. Именно для того, чтобы перенести раздражение на действующего президента. Во время кампании часто будут звучать сравнения Путина с Януковичем, который финансировал партию «Свобода» ради собственной победы, но просчитался.
Всё медийное пространство будет забито информационными поводами от команды Собчак. Там попытаются полностью перехватить повестку. Вместо успехов в Сирии или строительства Крымского моста социальные сети начнут бесконечно пережевывать скандальные выходки Ксении. Кто-то будет шумно уходить из штаба, кто-то будет писать открытые письма — всё это забьет информационные поры до предела.
Ситуацию усугубляет тот факт, что многие деятели патриотически-консервативного крыла и без того все эти годы чувствовали себя в оппозиции. Власть предпочитала в своей деятельности опираться на сомнительных бюрократов с явной двойной лояльностью и флиртовать с либерально-западническим крылом. В предвыборный год, казалось бы, проправительственные издания, регулярно ссылаясь на какие-то источники, пугают население то повышением пенсионного возраста, то увеличением необходимого стажа, то ещё чем-нибудь невкусным, а потом правительство вяло и неубедительно такие сведения опровергает. Антироссийская истерия в Штатах зашкаливает, санкции углубляются, а в ответ мы всё чаще слышим что-то жалостливое и невнятное. Складывается ощущение, что, кроме самого Путина, никто больше не рискует брать на себя ответственность, чтобы сделать какое-либо серьёзное заявление.
Когда с экранов телевизоров нам постоянно сообщают о тревожном предвоенном времени, а в политической жизни страны по-прежнему в ходу невнятные наперстки политтехнологов, общество начинает пребывать в растерянности.
В этой ситуации появление шутовской Собчак, окруженной специалистами, может многое изменить. Перед нами, разумеется, не созидательный проект, а разрушительный. Поскольку ломать — не строить, то к происходящему надо относиться со всей серьёзностью. Иначе в год столетия революции мы можем получить очередную смуту и сами не заметим, как.
Оригинал здесь