Как ранее сообщил «Коммерсант», с начала года Росфинмониторинг признал 460 тысяч блокировок со стороны кредитных организаций. Обжалование таких решений для клиентов, чьи интересы были нарушены, крайне затруднительно, так как нет подходящего механизма.
Вице-президент АРБ Эльман Мехтиев заметил в беседе с НСН, что крайними в этой ситуации оказались сами банки, вынужденные пользоваться формальным подходом для принятия решения о блокировке.
«Ужесточение борьбы с отмыванием доходов, борьбы с финансированием терроризма предполагает жёсткий контроль над деятельностью клиентов. И банки, к сожалению, вынуждены поступать достаточно формально по тем критериям, которые им устанавливают — кого считать причастными к этим двум явлениям. И так как речь идёт о большом числе транзакций, они вынуждены подходить к этому формально. И иногда им проще отказать в обслуживании, чем садиться и разбираться, а потом доказывать надзорным органам, что клиент противозаконными вещами не занимается. Поэтому такие вещи получили распространение», — заметил эксперт.
Также Мехтиев добавил, что в будущем среди заблокированных клиентов могут войти и обычные граждане, часто делающие денежные переводы. Эксперт также предположил, какая мера поможет предотвратить эту проблему.
«Мы не раз говорили, что формальный подход к формированию таких списков нежелательных клиентов, в которые легко попасть, но невозможно оттуда быть вычеркнутым, однозначно приведёт к серьёзным проблемам, когда предприниматели будут жаловаться. К сожалению, это коснётся не только бизнесменов, но и физических лиц. Потому что перевод с одной карты на другую, может, точно так же формально подпадать под такого рода транзакции. Мы считаем, что банки не должны заниматься контролем вместо государства. Я думаю, что стоит передать финансовым институтам — ЦБ и Росфинмониторингу все транзакции, чтобы они сами определяли, блокировать клиента или нет. Пока что банк, получив список подозрительных транзакций, не смотрит, имеют ли они экономический смысл, он просто обязан их заблокировать», — заявил Мехтиев.
Кроме того, в Центробанке ранее заявили, что пытаются разъяснить банкам, что наличие информации об отказе клиенту в транзакции ещё не является причиной для отказа в обслуживании, а лишь служит поводом для дополнительного изучения информации о нём.