Posted 23 октября 2017, 23:02
Published 23 октября 2017, 23:02
Modified 8 марта, 01:55
Updated 8 марта, 01:55
С начала года зафиксировано почти полмиллиона блокировок на 180 млрд руб. Обжаловать их непросто в силу отсутствия внятного механизма, а с появлением соответствующего черного списка даже единичные отказы фактически лишают клиента доступа к банковским услугам в будущем и множат новые блокировки. Проблема будет обсуждаться в Банке России в ближайшие дни, однако ее решение осложняет нежелание самих банков признавать, что блокировки происходят в рамках черного списка.
С начала года банки приостановили 460 тысяч сомнительных трансакций клиентов, сообщил на встрече с президентом Владимиром Путиным 23 октября глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. Клиенты банков, которым отказывают в проведении трансакций, крайне редко обжалуют подобные действия. В Росфинмониторинг поступило около тысячи заявлений о несогласии с отказом.
Однако основной поток жалоб идет в ЦБ, Росфинмониторинг получает лишь малую часть. Единого органа по рассмотрению таких жалоб нет. Клиент может обжаловать незаконную блокировку через суд, но это долгий процесс, и судебная практика невелика. Чёрный список составляют Росфинмониторинг и ЦБ, туда компании и граждане попадают при первом же отказе банка в проведении операции как сомнительной, вне зависимости от того, было ли нарушение в действительности или нет. Список доступен банкам с июня 2017 года, причем только на момент начала рассылки в нем уже было порядка 200 тыс. клиентов. Судя по данным Росфинмониторинга, за несколько месяцев он вырос более чем вдвое. Механизм исключения из списка на данный момент не предусмотрен.
В ЦБ заявляют, что разъясняют кредитным организациям, что наличие информации об отказе конкретному клиенту — причина не отказывать, а дополнительно изучить его. Однако банкиры не готовы тратить время и силы на дополнительный анализ операций клиентов, но не хотят и рисковать, поэтому они перестраховываются, в автоматическом режиме блокируя фигурантов чёрного списка.