Posted 16 октября 2017,, 08:04

Published 16 октября 2017,, 08:04

Modified 8 марта, 02:00

Updated 8 марта, 02:00

«Ноу сертификейшн»: иностранные компании выступают против электронного учёта в сфере ветнадзора

«Ноу сертификейшн»: иностранные компании выступают против электронного учёта в сфере ветнадзора

16 октября 2017, 08:04
Государство все эффективнее применяет новые технологии в интересах общества: в следующем году на территории России начнет действовать обязательная электронная сертификация на товары, подлежащие ветеринарному надзору. Соответствующий законопроект вышел еще в 2015 году, однако его исполнение отложили до начала 2018 года.

Система электронных ветеринарных сертификатов (ЭВС) помогает решить сразу несколько стратегических задач: повысить биологическую безопасность и качество продуктов, поставить заслон фальсификату, контрабанде и «серому импорту», поддержать добросовестных российских производителей сельхозпродукции. А главное, обманывать покупателей нечестным дельцам будет куда сложнее – прозрачность рынка вырастет существенно.

Однако, сколько бы ни было времени на подготовку к нововведениям, на рынке найдутся компании, предлагающие отложить начало действия закона на более поздний срок. Примечательно при этом, что многие российские компании уже осваивают новые технологии, а иностранные продолжают выступать против. Локальный на первый взгляд вопрос ветеринарного контроля стал полем битвы, от исхода которой зависит защита стратегических интересов России.

Государство уже давно пытается создать систему, которая позволит эффективно контролировать качество и биобезопасность сельхозпродукции и продуктов питания. В июле 2014 года в законную силу вступил приказ Министерства сельского хозяйства «Об утверждении правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде». А в 2015 году был принят закон о переходе всей ветсертификации в электронный вид. Сертификаты должны быть оформлены в бесплатной государственной информационной системе «Меркурий», которая выписывает сопроводительные документы для товаров на всей цепочке их производства, а также хранения и реализации. Оператором системы определён Россельхознадзор.

Документ подразумевает обязательное с 2018 года введение электронной формы ветеринарных сертификатов, чтобы была возможность отследить передвижение продукции животного происхождения. Бумажный, неоцифрованный документооборот, открывает широкие возможности для фальсификации. А в системе «Меркурий» каждый предыдущий участник вносит свои данные, которые являются исходными для следующего. Таким образом, при обнаружении некачественного продукта можно будет оперативно определить источник или источники сырья и, соответственно, выйти на недобросовестного поставщика. К тому же использование цифровой технологии, которая работает по принципу блокчейна, сведет на нет коррупционную составляющую работы нечистых на руку государственных служащих, имеющих отношение к рынку.

Многие участники российского рынка уверены, что закон позволит не только обеспечить продовольственную безопасность в стране, но и является ключевым условием для развития экспорта сельхозпродукции в дальнейшем. Получается, что использование системы «Меркурий» меняет правила игры на рынке – и восстановит честную конкуренцию. Во-первых, Россельхознадзор получит дополнительные инструменты для профилактики и борьбы с опасными болезнями животных. Во-вторых, преимущества получат добросовестные производители продукции животного происхождения. Фальсификация товаров, контрабанда, серый и черный импорт, подмешивание в их состав опасных для здоровья ингредиентов, незаконный рыбный промысел, налоговые махинации и многие другие нечестные уловки производителей с введением ЭВС станут крайне затруднительны.

Однако, эксперты отмечают, что есть и мощное лобби, противодействующее введению новой прозрачной системы контроля. По мнению наблюдателей, некоторые иностранные компании, продвигая свою позицию через аффилированные с ними ассоциации, фактически стремятся отстоять любой ценой маржинальность своего бизнеса в ущерб интересам российских потребителей.

Казалось бы, от введения повсеместной обязательной электронной ветсертификации выиграют все участники рынка – государство сможет получить четкую картину товарооборота и баланса сырья и готовой продукции, снизятся риски эпизоотий, вырастет здоровая конкуренция, а покупатель в результате получит более качественный и безопасный продукт. Более того, закон предусматривает, что оформление электронных ветсертификатов – прерогатива не только государственных ветеринарных врачей, но и частных специалистов, прошедших аттестацию, а также и представителей самих производителей товаров животного происхождения.

«Новое законодательство упростит многие вопросы для участников рынка. Разработчики законопроекта связывают введение электронного документооборота в области сертификации продуктов с тем, что каждый год в России под сертификацию попадает не меньше 4 миллионов тонн рыбной и 8 миллионов мясной продукции. По оценкам экспертов, бумажный документооборот влетает в копеечку: на него тратится больше 30 миллиардов рублей. А электронная ветсертификация поможет производителям серьезно сэкономить: она будет бесплатной и позволит отказаться от оформления документа на бумажном носителе», - поясняет вице-президент общественной организации «Опора России» Павел Сигал.

Однако, находятся и противники новых технологий, которые пытаются и дальше отсрочить действие закона, и, надо сказать, небезуспешно: недавно в СМИ появилась информация, что Россельхознадзор предлагает отложить на год – до 1 января 2019 года электронную ветсертификацию для некоторых видов продукции. Последовательным противником новой системы является «Национальный союз производителей молоко» («Союзмолоко»), председатель правления которой, Андрей Даниленко, предлагает «исключить готовую продукцию из ветеринарной сертификации, оставив только оформление ветсертификатов при импорте и экспорте».

По его словам, производителям молочной продукции введение электронных сертификатов грозит существенными дополнительными затратами, поэтому «Союзмолоко» предлагает пользоваться программой «Меркурий» лишь в тестовом режиме, а переходный период отсрочить еще на пять лет – до 1 января 2023 года.

Кроме того, в СМИ появлялись предположения о том, что с началом действия нового закона неизбежно произойдет повышение цен на молочные продукты, возможны даже дефицит молока и банкротство производителей молочного рынка. В частности, региональный вице-президент по корпоративным отношениям компании Danone Марина Балабанова заявляла в прессе, что по предварительным подсчетам, компании придется тратить до 1,5 миллиардов рублей в год на электронную ветеринарную сертификацию готовой продукции. По словам Балабановой, это вызовет новый виток цен на молочные продукты.

Однако, эксперты считают, что причин для таких панических заявлений, которые больше подходят на шантаж, нет, как нет и оснований для подорожания молочной продукции, а «Союзмолоко» таким образом лоббирует интересы иностранных предприятий. Согласно открытым данным, организация существует на членские взносы и первую скрипку там играют транснациональные корпорации, что неудивительно, учитывая, что Danone и PepsiCо вместе занимают около 20 процентов рынка, являясь, по сути, монополистами в области переработки молочного сырья в России. Компании выпускают товары таких известных брендов, как «Агуша», «Домик в деревне», «Веселый молочник», «Простоквашино», «Тема», «Растишка», «Кубанская буренка», и др.

Возможно, крупные игроки рынка, понимают, что в условиях действия электронной сертификации уже не получится скрыть использование сухого молока и растительных жиров в производстве молочной продукции и другие уловки? «Выживать среди этих монополистов, иностранные корни которых скрыты «за русскими» по своему звучанию брендами, отечественным компаниям нелегко, внедрение электронной системы позволило бы создать на рынке здоровую конкурентную среду, а честным производителям – вернуть доверие покупателей через безопасный и качественный продукт. Однако, пока правление «Союзмолока» будет представлять лишь интересы иностранных компаний, входящих в его состав, и противиться электронной ветсертификации, зарубежным монополистам еще легче будет завоевывать российский рынок, продолжая поглощать или вытеснять добросовестных отечественных производителей», - говорит ведущий аналитик AMarkets Артем Деев.

Новая система ветеринарного контроля с использованием государственной информационной системы «Меркурий» поможет привести в порядок не только рынок молочных товаров, но и все отрасли производства продуктов питания. Прозрачность и доступность информации о продуктах животного происхождения в условиях огромного выбора товаров на полках магазинов поможет покупателю сделать правильный выбор – в пользу здоровой и качественной продуктовой корзины.

«Конечно, для того, чтобы система успешно заработала, должно пройти какое-то время, но в конечном итоге новый закон не оставит шансов для недобросовестных производителей. Вспомним обстоятельства внедрения ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) — автоматизированной системы, предназначенной для госконтроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Перед тем, как все поставщики и продавцы алкоголя должны были подключиться к системе и вносить данные о товаре, было также много заявлений о том, что рынок алкогольной продукции ждет коллапс, программа будет давать сбои, а покупатели настраивались на критическое повышение цен. Однако прогнозы не оправдались, и в выигрыше благодаря внедрению новых прозрачных правил игры остались в итоге все, - и участники рынка, и, самое главное, потребители», - напоминает председатель НП "Центр развития инновационного бизнеса" Алексей Михеев. За почти два года работы обновленной версии системы, удалось повысить прозрачность бизнеса и собираемость налогов, а главное – вывести на более высокий уровень безопасность и качество распространяемой на рынке продукции, прижимая подпольных производителей контрафактного алкоголя.

Сейчас электронная сертификация уже действует – в добровольном режиме. Кстати, её поддержали и торговые сети, прямо заинтересованные в контроле качества продукции и повышении доверия потребителей. О готовности к изменениям системы контроля заявляли, к примеру, такие крупные торговые сети, как «Лента» и «Дикси», в тестовом режиме систему применяет компания X5 Retail Group, в которую входят магазины под брендами «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток» и др.

"