Цифры оставим. То, что «ИГ» (запрещена в России - ред)осталось недолго существовать в качестве самостоятельного террористического государства ни для кого не секрет. Вот только Асаду от этого лучше не будет.
Он по прежнему контролирует лишь часть страны, которая уже давно не является национальным государством (скорее площадкой для выяснения отношений между различными режимами и группировками со всего мира). А когда ИГ исчезнет, Асад снова станет проблемой номер один для всех, кроме РФ и Ирана. Это первый момент.
Далее. Как известно, для руководства РФ террористы в Сирии - это все, кто не за Асада. Сейчас действительно идёт работа по достижению перемирия между различными сторонами конфликта, но клубок противоречий уж слишком огромен. И да, Россия продолжает бомбить ССА и её союзников, которые по-прежнему пользуются покровительством США и стран Персидского залива.
Несколько слов о позиции Трампа: ему действительно нет дела до Сирии. Он лишь хочет добить ИГ и перестать тратить деньги на дорогостоящие операции Пентагона в Сирии и Ираке (тем более, что теперь ему придётся вновь наращивать военное присутствие в Афганистане). Но США никогда и не были главной внешней угрозой для сирийского режима. Эта роль принадлежит Саудовской Аравии.
На фоне недавнего визита короля Салмана в Россию может создаться впечатление, что саудиты смирились с тем, что Асад останется у власти. Это не так - они по-прежнему настаивают на пресловутом «переходном режиме», по итогам которого он должен «уйти в тень». В принципе у США та же позиция.
Итак, ситуация для Асада складывается не самая радужная. Конечно, по сравнению с 2015 его позиции значительно усилились благодаря путинской авиации и солдатам Вагнера, но все системные угрозы для его режима сохраняются. К тому же на мой взгляд говорить о режиме Асада как о чём-то реальном не приходится. Ведь что у него осталось? Выжженная земля и обескровленная армия. Нефтяные месторождения и перерабатывающие заводы он уже практически передал структурам Пригожина в качестве платы за сохранение своей призрачной власти. Влияние Ирана на его территории сильно как никогда - ведь во многом благодаря усилиям Эль-Кудс он не был свергнут в 2011-2013 гг. Можно ли говорить об Асада как о независимом правителе? Нет. И уже очень давно.
Наконец, никуда не делись бандиты и головорезы, которые сражаются не столько за Асада, сколько за деньги и безнаказанность (как известно, бойцы «Шабиха» и пришедшие им на смену НСО, а также солдаты ССА повинны в многочисленных военных преступлениях, включая пытки, изнасилования и убийства). Конечно, сейчас сирийцы, пережившие режим ИГ, будут благодарны любым освободителям, но вот если лидеры сирийского режима ничему не научились за шесть лет Гражданской войны, если убийства, грабежи и изнасилования со стороны асадовцев будут продолжаться - кто знает, что произойдёт.
На этом фоне невольно вспоминаются события 2011 года. Тогда после ареста 15 протестующих против режима школьников в городе Дераа их родители обратились к двоюродному брату Башара Асада, генералу Атефу Наджибу с просьбой вернуть им детей. Наджиб надменно ответил: «Пришлите к нам своих жён, и мы сделаем вам новых детей».
После этих слов началась революция...
Оригинал здесь