Олег Горюнов, "Новые Известия"
О своих мытарствах "НИ" поведала Елена Ходова:
"Всё началось на фоне реновации. Преображенка сначала вошла в эту программу, чем очень расстроила жителей нашей пятиэтажки - кирпич, 1963 года постройки. Затем весь район из программы исключили, но зерна знаний о земле уже были посеяны, и информация в группе "Особенности московского межевания" была проштудирована. Весь объём информации, конечно, не усвоился, но стало понятно, с чего начать".
16 мая, после митинга против реновации, Елена зашла на сайт Публичной кадастровой карты и увидела, что все 6 домов в её квартале имеют ранее учтенные земельные участки, и сведения о них внесены в кадастр, и поэтому они отражены на кадастровой карте - каждый дом имеет свой участок, статус «ранее учтённый», вид использования "для многоэтажной жилой застройки". Оставалось только получить выписку из ЕГРН - Единого государственного реестра налогоплательщиков на земельный участок.
"Раз участок стоит на кадастровом учёте, значит все в порядке, подумала я", - посчитала Елена.
Выписку из ЕГРН она получила без труда, после чего отправилась в местный МФЦ, написала заявление на услугу "регистрация права общедолевой собственности на ЗУ". Елена, как собственник жилья, хотела, чтобы в реестр была внесена запись о том, что она является одним из долевых собственников придомового земельного участка.
На самом деле Елена перестраховывалась. Вносить такую запись в реестр совсем не обязательно. Участок уже в силу закона является общей долевой собственностью. Определение по этому поводу давал Верховный суд России.
Определение Верховного суда РФ от 6 апреля 2017 г. N 5-КГ16-236:
"Верховный суд РФ в очередной раз разъяснил, что с момента государственной регистрации права собственности на объект (помещение, квартиру) гражданин приобретает в силу закона и право общей долевой собственности на сформированный в установленном порядке земельный участок, на котором расположен указанный дом".
Эти разъяснения должны были появиться хотя бы потому, что только в Москве вопросом "межевания" активно интересуются 4 829 человек. Они объединились в интернет-сообщество, в котором обсуждают вопросы "Особенностей московского межевания", рассказывают о своих проблемах, помогают друг другу добиваться от столичных чиновников документального подтверждения владения придомовыми земельными участками.
В МФЦ пока с такими заявлениями, которое подала, к примеру, Елена, только начинают "знакомиться":
"Заявление в МФЦ у меня приняли с трудом, так как я была первым человеком, кто в этом МФЦ подобное заявление подавал".
Ровно через неделю Елена получила из Росреестра... отказ в рассмотрении документов, так как оказалось, что услуга стоит 200 рублей, которые в МФЦ "забыли" взять. Но 200 рублей были оплачены, и началось томительное ожидание.
Дурные предчувствия вскоре оправдались - 20 июня Елене пришёл ответ о "приостановлении" регистрации. Обосновывался отказ аж на 5 страницах!
"Честно с мужем изучали, ничего не поняли. В тексте увидела ошибку, что сначала ответ идет по моему ЗУ, а потом по тексту фигурирует дугой адрес. Позвонила исполнителю, указала не неточность. Договорились, что приду в отделение Росреестра и он распечатает текст с моим адресом. При встрече стала задавать ему вопросы, что именно мне надо делать далее для регистрации прав на ЗУ, так как в решении о приостановлении не написаны никакие действия, которые мне надо предпринять. Он ответил – вам в ДГИ", - говорит Елена.
ДГИ - это Департамент городского имущества Москвы. Можно смело сказать, что это ведомство является, по сути, таким неприступным бастионом, "взять" который можно, но... бесполезно, потому что он и после "взятия", останется невредимым! Сейчас объясню, почему.
Проект межевания, выдаваемый ДГИ, считается госуслугой по выдаче ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИХ документов. Другими словами, ДГИ КАК БЫ устанавливает наше право на то, что он нам выделил, делая вид, что у нас НИЧЕГО ДО ЭТОГО НЕ БЫЛО - никакого участка у дома и никаких прав на него.
Алина Енгалычева, один из мэтров в вопросе межевания, считает, что "свинья" всем нам - москвичам подложена ещё в самом названии: ПРОЕКТ межевания, так как само слово ПРОЕКТ - это "некое предположение, ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, И НЕ БОЛЕЕ ТОГО!"
Примечательно, что с 1 января 2017 года Росреестр прекратил принимать межевые планы и документы для внесения сведений о ЗУ МКД - многоквартирных домов, от кадастровых инженеров и собственников, и стал отказывать в проведении учёта и внесении участков в ЕГРН на основании того, что документы подало "не то лицо".
Казуистика кроется в толковании вопроса.
Позиция Росреестра такова: поскольку участок вновь образуется из неразделенных земель, его собственником является город.
То есть программа реновации охватила умы всех, от кого зависит выдать собственнику документ на землю, или нет. Раз земля городская, то запрос в орган госвласти должет отправлять не простой гражданин, а ДГИ.
"Тут возникает интересный вопрос: собственники получают в ДГИ как бы ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИЙ документ (проект межевания), и в данной ситуации их право вроде возникло, и поэтому они заказывают и оплачивают кадастровые работы, которые, как известно, стоят немалых денег. А потом оказывается, что никаких прав у них так и не появилось - и они, по мнению Росреестра, не являются правообладателями, и Росреестр по прежнему считает, что собственник земли - город, и именно поэтому (см. ст. 15 ФЗ № 218) подавать должен ДГИ. И граждане, отдав большие деньги кадастровому инженеру, должны отдать результат его работы - межевой план - в ДГИ, чтобы он подал его в Росреестр!", - вот такое разъяснение неприступности бастиона ДГИ дала на своей странице в интернете Алина Енгалычева. В подтверждении своих слов она опубликовала ответ на её запрос из Департамента городского имущества Москвы.
Именно поэтому история Елены Ходовой, можно сказать уникальна - она, хоть и с большим трудом, но получила на руки документ, который могла и не получить вовсе.
"Мы решили начать с самого простого, - и в конце июля муж пошел в ДГИ. Там ему сказали, что мы должны написать заявление на изменение ВРИ (вида разрешенного использования). Ибо он у нашего ЗУ неверный. Почему неверный – не объяснили. А в это время (5 августа 2017) около нашего дома началась стройка. На нашем ЗУ сделали парковку для другого дома (8 машиномест), расширили за счёт нашего газона проезжую часть у соседнего дома и увеличили в три раза детскую площадку, закатав ее в асфальт и резину…", - рассказывает Елена.
Елене не удалось остановить процесс урезания её придомового земельного участка, но она познакомилась с Алиной Енгалычевой, которая "полностью разгромила ответ Росреестра".
11 августа москвички подали в центральный аппарат Росреестра жалобу на неправомерное приостановление, и уже через четыре дня - 15 августа состоялась встреча Елены с руководителем подразделения Росреестра. На ней Алина "изничтожила" решение о приостановлении выдачи документов на землю. В результате, оппоненты двух отчаянных женщин согласилось с тем, что решение о приостановлении было не правомерно.
Уже 18 августа право Елены Ходовой на землю было зарегистрировано:
"30 августа Росреестр сообщил, что запись о том, что участок является общедолевой собственностью, внесена, но выдать полноценную выписку отказался – мол, вам уже выдали выписку после регистрации, а с внесенной записью закажите сами через МФЦ. Пока мы повторную выписку не заказали, но непременно закажем".
В БТИ Елена получила вот такой документ:
По этому документу видно, что земельный участок Елены и других собственников дома, в котором она проживает, с момента застройки практически не изменился. У москвичей БЕЗ ИХ СОГЛАСИЯ отрезали 100 кв метров от площади в 3900 кв. метров. Эту часть земельного участка теперь Елена со своими соседями планируем вернуть через уточнение границ.
Жителям соседнего дома, пожелавшим повторить "подвиг Елены", из Росреестра прислали такое же решение о "приостановлении", такое же неправомерное, как и ей, но уже с указанием других причин отказа. Елена помогла соседям написать жалобу. Сейчас уважающие себя москвичи ждут от госслужащих ответа на свою жалобу и собирают документы по всем соседним домам, в том числе по тем, где на кадастровой карте оказались вырезанными детские площадки.
История Елены Ходовой заставляет заподозрить московские и федеральные власти в коллективном и весьма циничном сговоре против миллионов собственников столичной земли. Оно и раньше было понятно, что для целей объявленной "реновации" - все средства хороши. Но в случае с землей обман и крючкотворство носят совершенно издевательский характер.
Ранее, напомним, московский Росреестра уже подозревали в том, что он "обнулил" стоимость земли под хрущёвками. Чиновники ответили, что такого не может быть, а если и было, то произошёл некий технический сбой. Сегодня очевидно, что никакого сбоя нет. Просто московская мэрия де-факто признала землю своей - и точка!
В связи с этим напоминаем норму Закона, которую пока ещё не отменили никакие реновации:
В соответствии со статьей 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ). Земельный участок под многоквартирным жилым домом, также как и придомовая территория земельного участка, относится к общему имуществу собственников жилья и в случае сноса дома и изъятия земельного участка собственникам жилья и земельного участка по ст. 35 Конституции РФ должна заблаговременно выплачиваться компенсация.