Эксперт: выборы-2018 окончательно впишут имя Путина в историю

27 сентября 2017, 18:50
Это будут смотрины новой технократической модели политуправления, попытки автоматизации власти – налаживание работы системы без оперативного участия Путина в текущих делах.

Руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Татьяна Становая в своей публикации на сайте Московского центра Карнеги считает, что никаких сюрпризов от президентских выборов 2018 года ждать не следует. Гораздо интереснее посмотреть, как будет закладываться основа для последующей трансформации путинской России в постпутинскую.

Изменилась уже сама роль Путина в этой кампании: уже не он сам готовится к выборам, а «администрация готовит президента к выборам в ситуации, когда последний предпочитает не опускаться до мрачных политических будней.»

Сам же он традиционно относится к выборам как неизбежному бремени, о чем недавно сказал на саммите БРИКС в Китае: «У нас как только предвыборную кампанию объявляют, сразу все перестают работать… Сразу начинают думать о том, что будет после выборов, кто где будет работать, и так далее».

Изменилось лишь то, как президент станет теперь отвечать на вопрос: перед кем он несет ответственность – перед историей или перед народом. Автор считает, что после Крыма баланс стал меняться в пользу первого: свою политическую ответственность Путин воспринимает «все более абстрактно (то есть дальше от проблем пенсий-зарплат), исторические горизонты для оценок собственных действий расширяются (какая инфляция, если Россия границы Европы меняет?), а «народная повестка» превращается в фактор не то что менее значимый, но вполне прикладной...»

А стало быть народ перестает быть и источником легитимности Путина, теперь она исходит от него самого. Именно поэтому его администрация должна предложить ему переизбрание в роли исторического лидера. А президент, теряющий интерес к управлению, «становится объектом избрания, обездушенным «историческим завоеванием», сохранность которого гарантирует системе стабильность». Поэтому кампания и будет строиться, исходя из оперативных интересов системы и её технократов, а Путин станет играть более пассивную, но при этом и более глобальную роль.

По мнению автора, кремлевские кураторы в сложившейся ситуации меняют прежнюю легитимность выборов на легальность. Теперь важнее становятся процедуры, нежели институты, снижается роль политиков (партий, системной оппозиции, губернаторов, Думы), зато поднимается значение технократов, отвечающих за реализацию решений.

Кремлевские технологи, пишет автор, «убеждены, что легитимность – это следствие легальности. Если провести выборы чисто, без явных приписок, к их результатам не будет вопросов у реальной оппозиции, у либеральной общественности, у Запада. К ним труднее будет придраться. Отсюда вырастет и легитимность результатов».

То есть с ростом влияния технократов происходит деполитизация самой политики, в том числе и выборов. Если раньше режим раскрывал интригу выборов в самый последний момент – примерно за три месяца до дня голосования, то теперь администрация планирует начать кампанию уже в ноябре, хотя официально Путин объявит о своем участии позднее – в декабре. Это разделение политического и юридического начала кампании должно помочь и хорошо провести ее, и избавить самого Путина от лишних персональных нагрузок.

Интересен также и вопрос, будет ли Путин баллотироваться от «Единой России», или как самовыдвиженец. По всей видимости, это еще не решено, хотя для российской системы этот выбор, по мнению автора, очень важен. Самовыдвижение, разумеется, в большой мере подходит тренду на деполитизацию и технократизацию политической сферы, хотя и сделает положение партии власти противоречивым.

Зато выдвижение не от «Единой России» позволит Путину дистанцироваться от элит, что, в свою очередь, повысит потенциал кадровых перестановок на всех уровнях.

Таким образом, делает вывод автор, «нынешние же выборы зафиксируют новую легитимность Путина, становящегося не столько народным лидером, сколько правителем, желающим вписать свое имя в историю. Это будут смотрины новой технократической модели политуправления, попытки автоматизации власти – налаживание работы системы без оперативного участия Путина в текущих делах...»

Оригинал здесь

#Аналитика #Выборы #Путин
Подпишитесь