Росавиация начала внеплановую проверку авиакомпании, а СК завел дело о мошенничестве, заподозрив высокопоставленных сотрудников перевозчика в хищении средств пассажиров.
Новость о том, что занимавшая десятое место среди авиакомпаний России по пассажиропотоку "ВИМ-Авиа" полностью прекращает чартерные перевозки к местам отдыха, стала для туристов громом среди ясного неба. Как сообщили представители компании, в "ВИМ-Авиа" нет оборотных и заёмных средств для продолжения перевозок пассажиров, и из-за тяжёлой экономической ситуации решено ввести внешнее антикризисное управление.
По данным Росавиации, инициировавшей внеплановую проверку авиакомпании, задержки рейсов объясняются тем, что компания накопила крупные долги перед топливно-заправочными организациями. Минтранс, в свою очередь, сообщил, что проведет оценку потенциальных финансовых рисков "ВИМ-Авиа" по перевозке пассажиров до конца этого года.
Стоит отметить, что еще в мае 2017 года "ВИМ-Авиа" начала массово задерживать рейсы из разных аэропортов, объясняя это поздним прибытием воздушных судов. Тогда авиакомпания была вынуждена частично сократить чартерную программу на летний период, отменив ряд направлений и заручившись помощью других перевозчиков.
Теперь из-за новой волны задержек, по оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), под удар попадут около 100 тыс. туристов. Сейчас 43 тысячи человек, отправленных рейсами авиакомпании "ВИМ-Авиа" в Турцию, Грецию, Италию, Испанию и Крит, могут оказаться под угрозой неисполнения услуг. Чтобы хоть как-то выправить ситуацию, Ростуризм создал оперативный штаб по возвращению из-за рубежа клиентов "ВИМ-Авиа".
Пока же пассажиры вынуждены сутками ждать своих рейсов в аэропортах. Так, в Крыму застряли 270 пассажиров «Вим-Авиа». Аэропорт «Симферополь» выделил им отдельный зал , а многие пассажиры задержанного более чем на сутки рейса Москва-Анталья даже не смогли получить ваучеры на питание
При всем этом руководство «Вим-Авиа» словно под копирку повторяет ошибки обанкротившихся коллег из другой авиакомпании - «Трансаэро». Напомним, к банкротству одного из лидеров российской гражданской авиации привели финансовые трудности, устаревший парк воздушных судов и широкая практика демпинга. Такая же ситуация сегодня наблюдается и в «Вим-Авиа», средний возраст самолетов которого составляет 19 лет.
Как, например, заявили в министерстве транспорта Амурской области, особенно сильно пострадавшей от задержек «Вим-Авиа», авиакомпания использует старый парк самолетов, и воздушные суда дольше положенного срока проходят техническую и предполетную подготовку.
Другая сходная проблема обеих авиакомпаний – их крайне рискованная ценовая политика. Низкие цены «ВИМ-Авиа», несомненно, интересны для пассажиров, но обратная сторона такой почти демпинговой финансовой стратегии - регулярные задержки платежей наземным службам и увеличивающиеся долги. К чему она привела «Трансаэро» – всем известно.
Действия руководства «ВИМ-Авиа» не остались незамеченными надзорными и регулирующими органами. СК возбудил дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Как установили следователи, уже опросившие гендиректора авиакомпании, «у должностных лиц указанной авиакомпании возник преступный умысел, направленный на хищение денежных средств пассажиров путём обмана в особо крупном размере». Руководство компании было в курсе, что собственных денег «ВИМ-авиа» не хватит для закупки топлива. Однако, «не имея договоров на поставку топлива с иными поставщиками и не имея, таким образом, возможности выполнить обязательства по перевозке пассажиров, должностные лица продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы, получив за это путем обмана денежные средства в размере свыше 1 млн руб.», - сообщают в СКР.
Как и в случае с «Трансаэро», здесь наблюдается полная безответственность в политике компании, которую ошибки авиатора-банкрота ничему не научили. Возможно, следствие тогда слишком лояльно поступило с виновниками краха «Трансаэро». Ведь если бы после остановки ее деятельности следователи возбудили дела на собственников перевозчика - супругов Плешаковых, и показательно поставили бы законную точку в их деле, то «ВИМ-Авиа» вряд ли бы решилась идти тем же путем. Но, видимо, его руководство решило, что раз Плешаковым падение их авиакомпании сошла с рук, то и им за «кульбиты» «ВИМ-Авиа» ничего не будет. А это значит, что еще многим россиянам придётся пересмотреть свои планы на отпуск.