Posted 25 сентября 2017, 15:04
Published 25 сентября 2017, 15:04
Modified 7 марта, 17:15
Updated 7 марта, 17:15
В самом деле, мы привыкли к мифам о том, что самые дорогие авиабилеты в мире - это у нас, в России. Вот, скажем, сосед летал в Испанию и своими глазами видел рекламу низкобюджетного рейса Барселона-Лондон всего-то ... за 8 евро. Другой бывалый путешественник рассказывает, что американцы так часто летают по своей немаленькой стране, потому что воздушные пути у них дешевле автобусных и даже автомобильных.
Увы! Реальность превзошла ожидания и разрушила мифы. Специалисты Infomost Consulting сделали срез минимальных цен на сотни авиамаршрутов в сентябре 2017 года с учетом расстояний, классов воздушных судов, набору сервиса на них. Для тех, кто желает детально вникнуть в сотни цифр, стоит зайти по этой ссылке на сайт Ато.ру. Для остальных попытаемся популярно изложить основные выводы исследования.
Начнем с простого факта. Сколько, скажем, стоит полет в эконом-классе из Москвы до Петербурга длиной 634 км и временем в пути 1 час 25 минут? И сколько берут иностранные перевозчики за аналогичные маршруты.
Так вот: средняя стоимость перелета между двумя российскими столицами составила около 8 тысяч рублей ("Аэрофлот", "Ю-тэйр"), тогда как полет из Парижа в Мюнхен (695 км) обойдется от 30 тысяч до 44 тысяч рублей (Люфтганза и Эйр Франс соответственно).
Расстояние от Франкфурта до Вены - тоже 600 км. И за перелет австрийской или немецкой компанией вы заплатите 26760-28210 рублей.
Теперь сравним с США, где расстояние между двумя главными городами - Нью-Йорком и Вашингтоном- всего 327 км: стоимость перелета -18530 и 16760 рублей (Джет Блю и Юнайтед).
А сейчас посмотрим на более долгие перелеты. Например, от Москвы до Новосибирска лететь ровно 4 часа и 2800 км. Цены билетов у треть российских компаний - от 11900 до 24300 рублей.
Путешествие по Европе - от Барселоны для Варшавы - занимает на час меньше, 3 часа, но цены у трех перевозчиков - выше (12390 - 34510 рублей).
В США четырехчасовой полет из Сан-Диего до Чикаго обходится пассажиру от 13620 до 22800 рублей, или почти столько же, как и в России.
Впрочем, есть факты, а есть обобщающая статистика - например, средняя цена одного полетного километра.
Минимальные доступные тарифы российских авиакомпаний осенью 2017 г. находились в диапазоне 5,5–6 центов / пкм. На отдельных маршрутах минимальные тарифы достигали значения 3,5 цента / пкм.
Типичный показатель, достигаемый наиболее успешными низкобюджетными перевозчиками мира, составляет 6–7 центов / пкм, что составляет примерно 60–70 долл. за 1000 км пути. Абсолютный рекорд на отдельном маршруте, достигнутый низкобюджетными перевозчиками (Niki, Germania и Eurowings) — 3,7 цента / пкм (Дюссельдорф—Пальма де Майорка).
Типичный среднемировой показатель удельной стоимости перевозки для классических сетевых перевозчиков составляет 12–14 центов / пкм, или 110–120 долл. за 1000 км пути.
Удельные минимальные тарифы американских авиакомпаний (как классических, так и низкобюджетных), реально доступные в сентябре 2017 г., были выше среднемировых и достигали 150–200 долл. за 1000 км пути (15–20 центов / пкм) при немедленной покупке билетов по востребованным среднемагистральным направлениям, а при полетах на короткие дистанции с интенсивным движением достигали значений 220–240 долл. за 1000 км пути.
Таким образом, даже и неспециалисту видно, что российские авиакомпании никоим образом не завышают "мировые" расценки, а во многих случаях и летают гораздо дешевле конкурентов, в том числе и в премиальном сегменте, где расположилась наша главная авиакомпания - Аэрофлот.
С одной стороны, это должно радовать пассажиров (дешевые билеты лучше дорогих!), с другой - это совершенно не радует российских авиаперевозчиков, которые постоянно сталкиваются с требованиями государства и общества снижать тарифы.
"Только экономически обоснованная стоимость билетов позволит сбалансировать авиатранспортную систему России и обеспечить ее устойчивое долгосрочное развитие. - заявил "НИ" глава Infomost Consulting Борис Рыбак. - Авиационная отрасль подвергается беспрецедентному давлению со стороны государства, мы постоянно слышим призывы снизить стоимость авиабилетов. Хотя никто не призывает поставщиков авиатоплива снизить стоимость авиационного керосина, банкиров - снизить ставки по кредитам, автопроизводителей и дилеров - уменьшить цену продажи автомобилей. Давление на авиакомпании вынуждает перевозчиков летать ниже себестоимости, что ведет их к банкротству. История ВИМ-Авиа - наглядный пример того, как давление всевозможных чиновников, губернаторов, депутатов приводит к очевидному финалу. В том случае, если такой уровень тарифов сохранится, неизбежны дальнейшие банкротства авиакомпаний, ускорение консолидации рынка и радикальное повышение тарифов в будущем из-за монополизации отдельных сегментов рынка ограниченным числом оставшихся участников".
Более того. Сравнивая цены на билеты в разных странах, исследователи рынка отмечают крайне неприятную особенность российского рынка: он очень мал! В отличие от американцев, россияне летают в 4 раза реже.
Сравнение тарифов российских, американских и европейских авиакомпаний представляется возможным и вполне корректным, так как затраты авиакомпаний этих регионов сопоставимы вследствие использования одной и той же техники, систем ее обслуживания, затрат на топливо и услуги в процессе операционной деятельности. Единственное заметное отличие сегодня состоит в уровне зарплат персонала из-за девальвации рубля в 2014 г. В последние три года затраты российских авиакомпаний на персонал снизились (в долларовом эквиваленте) практически вдвое. Однако данная статья расходов авиакомпаний относительно невелика (10–13%) и этот фактор с лихвой компенсируется более высоким уровнем налоговой нагрузки (+10% дает один лишь НДС) у российских авиакомпаний.
Главный вывод экспертов отрасли состоит в том, что только экономически обоснованная стоимость билетов позволяет сбалансировать авиатранспортную систему и обеспечить ее устойчивое долгосрочное развитие.