Наш корреспондент Веста Боровикова побывала на съемках «Квартирника», где и было взято это интервью.
Публика - «поколение дворников и сторожей», приобретя все признаки мидл-класса, подпевала старым хитам типа «Мама, я не могу больше пить» и махала дорогими айфонами в такт мелодии. БГ, как и в молодости, сыпал афоризмами, прыгал с гитарой во время выступления и говорил о том, что те, кто думают о деньгах, думают не в том направлении. Мы узнали у Маргулиса, что думает обо всем этом он, человек, который придумал перенести формат квартирника как концерта для своих на телеэкран, сделав почти интимное публичным. Видимо, стеклянные двери между дамской и мужской туалетными комнатами в павильоне, где снимался квартирник, выражают эту же идею.
- Как родилась идея «Квартирника»?
- Канал ЧЕ менял свою целевую аудиторию. А у меня там были друзья. И я просто предложил показывать музыкантов в квартирном варианте концерта, какие они есть, без всевозможных прикрас. Я работаю без требухи компьютеров и пудры.
- А когда и почему появились первые квартирники?
- В начале шестидесятых. И на подобных мероприятиях всегда показывали людей, которым не светила официальная эстрада. То есть это были всегда либо квартиры, либо мастерские художников, скульпторов. Там места было побольше. И туда приглашался какой-нибудь интересный человек. Ну, допустим, Высоцкий. Либо там, Галич. И люди приходили и слушали в таком домашнем варианте артистов.
- Вы были на таких концертах сами?
-Конечно!
-А если бы сегодня были живы Майк Науменко, Егор Летов, Александр Башлачев, что бы они предпочли - прийти к вам на НТВ или играть квартирник без телевидения?
- Ну, во-первых, поменялось время. И площадки. Во-вторых,у меня тот формат, который показывает человека таким, какой он есть. И если бы они согласились прийти ко мне, я бы их обязательно показал такими, какие они были.
- У меня возникло ощущение, что БГ за 30 лет как-то ни в чем не изменился, законсервировавшись на отметке тридцатилетней давности.
- Борька, он математик, и этим все сказано. Нужно принимать его таким, какой он есть. А какой он есть, знает только он. Мы пытаемся открыть в нем какие-то черты, какие хотим видеть, а он абсолютно другой и непредсказуемый. За это я его и люблю.
- У вас всегда так раскрепощенно выступают артисты?
- Всегда. Потому что ко мне приходят только те, кого я хочу пригласить.
- А руководство может вас напрячь пригласить того, кого они хотят?
- Нет, такого нет.
- А бывает, что люди, которых вы хотите пригласить, отказываются?
- Естественно, бывает. У каждого свое отношение к телевидению. Это их право.
- Все же некоторая приватность в вашем концерте есть, не смотря на то, что он в телевизоре.
- Не некоторая, а абсолютная!
- Не смотря на 50 посторонних зрителей?
- Какие же они посторонние??? Это наши знакомые все! Мои, музыкантов, съемочной группы. Либо канала НТВ.
- Но со стороны же туда можно попасть?
- А как туда попасть со стороны, если никто не знает, где мы снимаем?
- Да, вспомнила, мне пришлось проходить по паролю.
- Когда мы начинали эту историю, я открыл в фейсбуке страницу «Квартирника у Маргулиса», и, когда народ перевалил за полторы тысячи, мы сделали ее закрытой группой. Чужих зрителей у нас нет. Это не публичный концерт, а концерт для людей, которых мы лично знаем.
- Тогда принцип классического квартирника соблюден.
- Абсолютно.
- Скажите, как вы добиваетесь такого быстрого раскрытия актера на откровенность?
- Во-первых, мы все знакомы. Во-вторых, если он ко мне пришел, то он уже готов к тому, что придется говорить откровенно. Но тоже не со всеми получается. Играет на то, чтобы актер открылся и то, что это домашний концерт.
- И, тем не менее, вы из музыканта превратились в телеведущего.
- Нет, я не телеведущий. Я от музыки не отхожу. И я делаю музыкальную программу. Из профессии я не убежал. Я играю свои концерты. Придумываю какие-то песенки. Поэтому телеведущим меня называть достаточно сложно.
- Сколько вообще вы ведете этот «Квартирник»?
- Мы можем не бояться, что она вам надоест в этом сезоне?
- Ну, артисты-то еще хорошие остались.
- Кого вы хотите пригласить в этом сезоне? Раскройте карты.
- Не-не –не! Карт на это сезон я раскрывать не буду. Но у меня есть еще в сундуке несколько отличных программ, которые мы наснимали на ЧЕ, и которые не успели показать. Юра Шевчук, Саша Васильев из группы «Сплин», Князь, Луна…. Много.
- А почему они не вышли на ЧЕ?
- Потому что программа там выходила всего полгода, а потом программу закрыли!
- А у вас остался отснятый материал?
- Мы сняли 48 передач!
- Так у вас огромный сундук!
- Я и говорю.
- То есть у вас началась вторая жизнь на НТВ?
- В принципе, да! Потому что подобного формата нет нигде! И маловероятно, что будет.
- Вы в советское время выбрали довольно бесперспективную профессию рок- музыканта, в то время как в семье вашей все придерживались традиционных и уважаемых занятий. Там у вас все врачи, педагоги. Семья благословила вас на шаткий рокерский путь?
- Конечно, нет! В наше время была установка: сначала – высшее образование, а потом - хоть в дворники! Я не закончил получение высшего образования. С 1979 года меня сразу пригласили в «Аракс». И жизнь моя вошла в музыкальное русло. И я совершенно не жалею об этом.
- А если вам сегодня ребенок скажет: «Папа! Я не хочу учиться , а хочу заниматься музыкой!» Как вы отреагируете?
- Ну, мой ребенок так не скажет. Потому что он математик, с прекрасным образованием.
- То есть вы - единственный мятежник в семье?
- Получается, что да.
- Вы переиграли со всеми нашими хэдлайнерскими группами. Вы хотели узнать всю палитру или просто неверный человек по своей природе?
- Когда мне надоедает, я ухожу. Если мне нравится, я играю.