Posted 20 сентября 2017, 07:24
Published 20 сентября 2017, 07:24
Modified 8 марта, 01:49
Updated 8 марта, 01:49
Какие страны занимают лидирующие позиции в сфере благотворительности и отчего это зависит? О результатах совместного исследования, которое провели голландские и российские социологи рассказывает в онлайн-издании «Стол» журналист Алина Гарбузняк
«В Мировом индексе пожертвований Россия не входит даже в первую сотню. Только 18% опрошенных ответили «да» на вопрос «Жертвовали ли вы на благотворительность в течение последнего месяца?» Это 104 место. В первую десятку рейтинга вошли страны, где пожертвования в прошедшем месяце сделали более 65% граждан.
Больше всего жертвователей, как ни странно, оказалось в очень бедных странах: в Мьянме – 91% опрошенных, в Индонезии – 75%. Также более 70% граждан регулярно жертвуют в Австралии, Новой Зеландии и Республике Мальта. Вторую половину десятки лидеров составили европейские страны, которые принято считать наиболее благополучными: Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Ирландия, Исландия. В них от 66% до 70% жертвователей.
Совершенно иная картина вырисовывается при изменении формулировки вопроса: «Помогали ли вы незнакомому человеку в прошлом месяце?» Здесь европейские государства в десятке лидеров сменяются арабскими, что можно объяснить различиями в культуре филантропии этих стран. Если в Европе развита система благотворительных фондов, которые централизованно собирают средства и затем сами распределяют их среди нуждающихся или тратят на определенные проекты, то в странах Востока и Африки благотворительность, как и сотни лет назад, – это прежде всего милостыня, поданная попавшемуся на пути нищему.
В рейтинге помощи незнакомцам лидируют Ирак, Ливия, Кувейт, Сомали, Арабские Эмираты. Здесь милостыню подают от 75% до 81% граждан. Во вторую половину десятки лидеров (73–74%), кроме мелких африканских государств Сьерра-Леоне, Малави и Ботсваны, вошли США и Саудовская Аравия. Россия, как и в предыдущем рейтинге, в первую сотню не попадает: 35% подающих милостыню и 121 место в общем зачете.
Еще один рейтинг ранжировал страны по среднегодовой сумме пожертвования. «Сколько в среднем вы жертвуете в год?» – спрашивали людей. Такой длительный период был выбран потому, что пожертвования делаются, как правило, неравномерно в течение года, на это влияют и личные обстоятельства граждан, и в особенности религиозные праздники. Например, пожертвования в мусульманских странах вырастают в разы при приближении праздника Курбан-байрам.
Больше всего жертвуют американцы: по 1203 евро в год. Британец в среднем отдает на благотворительность 935 евро из своего годового дохода, израильтяне – по 746 евро. Более 400 евро жертвуют в Ирландии, Австралии, Швейцарии. В Индонезии, которая в первом рейтинге почти лидировала, жертвуют в среднем по 156 евро, столько же в Южной Корее. Во Франции 128 евро, в Германии 118.
В России размер среднегодовых пожертвований составляет 14 евро. Немногим больше жертвуют в Китае – 17 евро, Финляндии – 21, Мексике – 22.
Жадные или сами бедные?
Чем объясняется такая разница в сумме и регулярности пожертвований между гражданами разных стран? Неужели одни государства воспитывают граждан черствых и замкнутых на собственных интересах, а другие добрых и отзывчивых? Или в некоторых странах просто меньше нуждающихся? Или, наоборот, нуждаются все? Чтобы найти ответы на эти вопросы, социологи исследовали ряд факторов, которые предположительно могли влиять на филантропию.
Одна из гипотез была связана с участием государства в деле помощи нуждающимся. Если государство само заботится о малоимущих гражданах (выплачивает достойные пенсии, пособия, оказывает другие виды помощи), то, наверно, частных пожертвований там будет меньше, и наоборот. Но гипотеза не оправдалась. Соотношения между частными пожертвованиями и государственной соцподдержкой не подчинялись каким бы то ни было закономерностям.
Есть страны, где людям приходится полагаться почти исключительно на самих себя: помощь от государства и частных жертвователей там минимальная. Это Южная Корея, Тайвань, Мексика и (удивительно!) Индонезия, которая в рейтинге регулярности пожертвований заняла второе место. Очевидно, суммарный размер пожертвований здесь, несмотря на их частоту, чрезвычайно мал.
В США, лидирующих по размерам частных пожертвований, господдержка малообеспеченных граждан составляет около 35% от ВВП. Такой же процент тратится и в России (в абсолютном выражении это, конечно, величины несравнимые), которая в первом рейтинге в числе аутсайдеров. Значительно меньше, чем в США, частные пожертвования во Франции, Норвегии, Германии, но участие государства там выше: от 48% до 53%.
В Японии дела обстоят так же, как в России: размер частных пожертвований стремится к нулю, а господдержка чуть более 35% от ВВП. К нулю стремятся пожертвования и в Финляндии и Австрии, но государство тратит на социальную помощь там более 50% ВВП.
Выяснилось также, что социальное участие государства не зависит от развитости некоммерческого сектора и, наоборот, поддержка государством малообеспеченных не влияет на некоммерческий сектор.
Пожилой протестант в окружении католиков…
Чрезвычайно интересной оказалась зависимость размера частных пожертвований от вероисповедания, а точнее от конфессии (между собой сравнивались страны, где преобладали христиане). Предсказуемо больше жертвовали религиозные люди, размеры пожертвований варьировались. Наибольший процент от семейного дохода (40–45%) отдают на благотворительность в преимущественно протестантских странах: Нидерландах, Швеции, Норвегии, Великобритании. С увеличением в стране числа католиков размер пожертвований падает: в Испании, Польше и Италии – менее 15%, в Венгрии – около 7%. В православной Греции – 9%. Кроме того, исследование показало, что активнее жертвуют религиозные меньшинства: протестант в католической стране отдает на благотворительность больше, чем протестант в протестантской стране.
Влияет на размер пожертвований также возраст – пожилые люди больше расположены жертвовать, чем молодые, – и уровень образования – люди с высшим образованием жертвуют чаще.
Важно и доверие к некоммерческим фондам, собирающим и распределяющим средства. Чем более прозрачна и эффективна их деятельность, тем охотнее люди отдают деньги на благотворительные проекты.»