Posted 18 сентября 2017, 09:55
Published 18 сентября 2017, 09:55
Modified 8 марта, 01:50
Updated 8 марта, 01:50
Сентябрь оказался весьма насыщенным временем для нефтегазового сектора страны. После летнего затишья активизировалась работа по всем основным направлениям российской энергетики, особенно по крупным международным проектам. Важнейшим можно назвать заключение мирового соглашения между правительством Российской Федерации и ExxonMobil по налоговому спору вокруг «Сахалина-1». Соответствующее распоряжение было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым.
«Предлагаю согласиться с предложением Минфина России о заключении мирового соглашения в рамках судебного разбирательства по иску компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» о взыскании денежных средств по соглашению о разделе продукции по проекту «Сахалин-1», поданному в Арбитражный институт Торговой палаты города Стокгольма», – говорится в тексте документа.
Подписать мировое соглашение от имени Российской Федерации поручено министру финансов Российской Федерации Антону Силуанову. Ранее о том, что правительство договорилось с ExxonMobil, сообщал президент России Владимир Путин.
Напомним, что оператором шельфового проекта «Сахалин-1», реализующегося на условиях СРП, является структура ExxonMobil «Эксон Нефтегаз Лимитед» с долей 30%. Другие участники проекта – японская Sodeco (30%), «Роснефть» (20%) и индийская ONGC (20%). Проект предусматривает добычу углеводородов на трех месторождениях (Чайво, Одопту и Аркутун-Даги), расположенных на северо-восточном шельфе острова Сахалин в акватории Охотского моря. Доказанные запасы по PRMS составляют 57,3 млн тонн нефти и 140 млрд кубометров газа.
Финансовые разногласия, связанные с налогами по проекту «Сахалин-1», привели ExxonMobil в стокгольмский арбитраж, куда компания подала иск к России о возмещении части налогов. ExxonMobil хотела добиться снижения налога на прибыль с 35% до 20% и вернуть переплаченное, по ее мнению, за семь лет. Сумма иска – $637 млн. Позиция российских властей заключалась в том, что добываемый в рамках «Сахалина-1» газ используется нерационально: его закачивают обратно в пласт ввиду отсутствия рынков сбыта. Суммарная недополученная выгода государства от этого, по данным Счетной палаты, составила более $5 млрд.
По мнению отраслевых экспертов, мировое соглашение имеет не столько экономическое, сколько политическое значение. Оно заключено в период наиболее напряженных отношений Москвы и Вашингтона, связанных с принятыми в отношении России американскими санкциями, а также конфликтом двух стран, связанным с работой диппредставительств. Эксперты отмечают, что это соглашение может оказать серьезное воздействие на другие международные энергетические проекты с российским участием.
Политолог, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев заметил, что работа по соглашению велась давно: это продуманный и проработанный документ, имеющий политическое звучание.
«Конечно, это соглашение имеет серьезное политическое значение. ExxonMobil не только крупнейшая транснациональная нефтегазовая корпорация, ее бывший руководитель Рекс Тиллерсон сейчас занимает пост госсекретаря США», – заявил эксперт в интервью «НиК». По его словам, заключение соглашения свидетельствует еще и о том, что, когда надо, Россия и США, по крайней мере в бизнес-формате, могут преодолеть все разногласия. В то же время Суздальцев указал, что нельзя рассматривать этот документ в качестве односторонних уступок со стороны России, т.к. «было выработано компромиссное решение, устроившее две стороны».
Экономист, доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов считает, что заключение мирового соглашение с ExxonMobil позволит снять много вопросов, связанных с перспективами развития различных проектов российского энергетического сектора, даже достаточно далеких от «Сахалина-1». Эксперт указал, что сейчас один из самых сложных вопросов, беспокоящих российский нефтегазовый сектор, – перспектива реализации «Северного потока-2».
«Есть такое понятие – улучшать переговорную позицию. Данное мировое соглашение заметно улучшит переговорную позицию участников проекта строительства этой газотранспортной артерии… Понятно, что «Турецкий поток» придется строить за собственные средства, но с «Северным потоком-2» интрига сохраняется. Для того чтобы она благоприятно разрешилась, желательно снять вопросы по другим проектам», – заявил Хестанов в интервью «НиК».
Стоит отметить, что из-за американских санкций участники проекта «Северный поток-2» оказались в довольно сложной ситуации. На прошедшей неделе глава австрийского нефтегазового концерна OMV Райнер Зеле сообщил, что организовать проектное финансирование на все планировавшиеся 70% стоимости трубопровода, видимо, уже не удастся. Зеле с сожалением признал, что европейским партнерам по строительству «Северного потока-2» приходится больше работать с банками Китая и России, чем с европейскими и американскими банками.
Напомним, что в конце апреля 2017 года компания – оператор проекта Nord Stream 2 AG (единственный акционер – «Газпром») и европейские партнеры – Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall – подписали соглашение о финансировании «Северного потока-2». В соответствии с документом пять европейских компаний обязались профинансировать проект стоимостью €9,5 млрд суммарно на 50%, то есть на €950 млн каждая. «Газпром» предоставит другие €4,75 млрд. Партнеры уже вложили по 30% оговоренных сумм: европейские компании выделили по €285 млн долгосрочного финансирования, а совет директоров «Газпрома» одобрил выделение в капитал Nord Stream 2 AG €1,425 млрд. Оставшиеся 70% стоимости газопровода, или €6,65 млрд, предполагалось покрыть за счет привлечения проектного финансирования, отмечает журнал "Нефть и капитал".