Posted 15 сентября 2017, 11:50

Published 15 сентября 2017, 11:50

Modified 8 марта, 01:51

Updated 8 марта, 01:51

Правительство РФ собирается отказаться от гуманитарной поддержки Донбасса

15 сентября 2017, 11:50
Российское правительство намерено отказаться от «гуманитарной поддержки отдельных территорий» в пользу финансирования проектов в Крыму и Калининграде. Уточняется, что под «отдельными территориями» имеются в виду Донецкая и Луганская области.

Как сообщает РБК, самопровозглашенные республики ДНР и ЛНР со следующего года могут не получить по крайней мере часть помощи из российского бюджета. По поручению российского правительства, эти ресурсы будут перенаправлены на финансирования строительства и модернизации инфраструктуры Крыма и Калининградской области.

Российское правительство по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака 1 сентября отдало Минфину поручение «исключить из проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в полном объеме расходы на оказание в 2019–2020 годах гуманитарной поддержки отдельным территориям». Копия поручения оказалась в распоряжении РБК

В документах по российскому бюджету не указывается формулировка «гуманитарная поддержка отдельных территорий» или похожая на нее. Как сообщили РБК федеральный чиновник и два источника, близких к Кремлю, за этой формулировкой, вероятнее всего, стоит помощь самопровозглашенным республикам Донбасса.

«Когда раньше обсуждался вопрос у Суркова [помощник президента Владислав Сурков], как легализовать помощь Донбассу без уточнения названия конкретных республик, все думали, как сделать процесс более-менее прозрачным, но без упоминания ЛДНР. Сошлись именно на этой формулировке, которую предложил Сурков», — рассказал один из источников.

В Министерстве финансов не стали комментировать данную информацию. От комментариев отказался также представитель Козака. «Минфин не комментирует это», — сообщила пресс-служба ведомства.

Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тоже не стали комментировать данные сообщения.

От представителей ДНР и ЛНР Дениса Пушилина и Владислава Дейнего получить комментарии тоже не удалось.

Как следует из протокола прошедшего совещания, премьер-министр Дмитрий Медведев минувшим летом поручил обеспечить финансирование «безусловной реализации» мероприятий по социально-экономическому развитию и обеспечению транспортной и информационной безопасности Крыма, Севастополя и Калининградской области. Сам премьер говорил об этом поручении в ходе августовской поездки в Крым.

В протоколе совещания от 1 сентября указывается, что правительству нужно профинансировать дополнительно 85 млрд руб. расходов на Крым и Севастополь в 2018–2020 годах, в том числе 61,6 млрд руб. в 2019–2020 годах. Речь идет о строительстве объектов здравоохранения и общего образования, реконструкции водовода Феодосия — Судак, строительстве канализационного коллектора в Симферополе, капремонте автодороги Алушта — Феодосия, предоставлении субсидий территориальным сетевым организациям Крыма на компенсацию выпадающих доходов из-за заниженных тарифов по передаче электроэнергии и т.д.

Общая сумма, необходимая для финансирования данных работ, составляет 165 млрд руб. на три года. Кроме Крыма она также включает расходы на строительство волоконно-оптической линии связи по дну Балтийского моря до Калининградской области, постройку трех паромов для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга — Балтийск (Калининградская область), а также на приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды».

«Крым как территория России нуждается в колоссальной помощи со стороны государства. Если за ближайшие два года мы не покажем разительный прорыв в развитии полуострова, то все зададутся вопросом, а зачем Крым присоединили», — сказал директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко. Эксперт отметил, что развитие Крыма и Севастополя для страны вопрос репутации; их, как и Калининград, власти хотят сделать «витриной» для Запада. «Есть территории России, которые нуждаются в активном развитии, а самопровозглашенные республики не являются территорией России», — заметил Бондаренко. При этом он отметил, что о сокращении расходов на ДНР и ЛНР ему ничего неизвестно.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин добавил, что распределение средств идёт в пользу тех регионов, которые Россия в любом случае не собирается отдавать, а вот в будущем статусе донбасских республик она не уверена.

Возможное исключение из бюджета «гуманитарной поддержки» Донбасса — это лишь один из предложенных источников дополнительного финансирования Крыма и Калининграда наряду с возможным повышением акцизов на бензин, сокращением субсидий РЖД и рядом других мер, денежный эффект которых в документе не обозначен. Все эти источники должны обеспечить финансирование мероприятий на 165 млрд руб. При этом невозможно оценить, сколько тратится из бюджета на «гуманитарную поддержку» ДНР и ЛНР.

Два источника в Госдуме и один в правительстве, опрошенные РБК, подчеркивают, что, даже если власти и решили прекратить расходы на «гуманитарную поддержку» Донбасса, это не означает, что финансовая поддержка самопровозглашенных республик прекратится. Финансирование этих республик полностью засекречено, описывается секретными постановлениями правительства, закрытыми строчками в бюджете, замечает один из источников агентства. Он пояснил, что пока неясно, что именно понимается под расходами на «гуманитарную поддержку», но, скорее всего, это лишь один из нескольких каналов финансирования ДНР и ЛНР.

Собеседник РБК, знакомый с секретным постановлением правительств РФ, рассказал, что в начале конфликта на юго-востоке Украины российские власти утвердили целевые субсидии на восстановление поврежденной инфраструктуры Донбасса (энергетики, автомобильных и железных дорог), строительство домов, причем в самом документе эти субсидии назывались гуманитарной помощью отдельным территориям Украины. Объем этих субсидий не уточняется.

При этом источник уточняет, что они проходили через резервный фонд правительства, ежегодно формируемый в бюджете для финансирования мероприятий по решениям правительства. Предположительно, будут отменены именно эти целевые субсидии, из которых финансируется восстановление инфраструктуры Донбасса. Однако пока невозможно подтвердить достоверность этих предположений.

Оказание «гуманитарной поддержки в восстановлении систем жизнеобеспечения пострадавших территорий» было обозначено правительством как одна из основных функций созданной в конце 2014 года межведомственной комиссии по оказанию гуманитарной поддержки пострадавшим территориям юго-восточных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Глава комиссии, заместитель министра экономического развития Сергей Назаров и его шеф Максим Орешкин присутствовали на совещании у Козака 1 сентября.

«У нас нет такой информации», — ответила помощник министра экономического развития Елена Лашкина на вопрос, принималось ли решение об исключении из бюджета расходов на «гуманитарную поддержку» Донбасса. Сергей Назаров на вопросы не ответил.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в январе заявлял, что Россия оказывает ДНР и ЛНР гуманитарную помощь, но неправильно говорить, что она их «содержит». «Но о каких суммах идет речь, я вам сказать не могу», — говорил Песков. На вопрос РБК о возможном сокращении объемов поддержки Песков не ответил.

Ранее в СМИ неоднократно публиковались цифры возможной российской помощи непризнанным республикам Донбасса. Агентство Bloomberg сообщало со ссылкой на источники в самопровозглашенных республиках, что Россия ежемесячно перечисляет ДНР 2,5 млрд руб. на выплаты пенсий (российский Минфин позднее опровергал, что в российском бюджете есть расходы на такие выплаты).

В феврале этого года Служба безопасности Украины утверждала, что бюджетом ЛНР на первый квартал этого года предусмотрено поступление свыше 11 млрд руб., из которых около 9 млрд руб. — якобы помощь российского правительства.

Согласно информации МЧС, с августа 2014 года в Донбасс было отправлено 68 автоколонн, которые привезли в республики более 70 тыс. т гуманитарных грузов. «При распределении гуманитарной помощи МЧС осуществляет логистику, но сама гумпомощь закупается не на средства ведомства», — сообщил РБК близкий к ведомству источник.

В апреле 2017 года Росрезерв подтверждал, что оказывает «гуманитарную поддержку» металлургическим предприятиям Донбасса за счет имеющихся у агентства материальных резервов. Кроме того, позже правительство выделило Росрезерву 10 млрд руб. на восстановление запасов материального резерва в части сырья и материалов металлургической промышленности, что могло быть связано с помощью Росрезерва предприятиям Донбасса.

В рамках «гуманитарной поддержки» Россия также поставляет электроэнергию в ЛНР. В бюджете ДНР есть «гуманитарная помощь» как источник доходной части, следует из данных Министерства финансов ДНР, но сами бюджеты непризнанные республики никогда не раскрывали.

Подпишитесь