Михаил Дегтярев: "Рубль, вложенный в спорт, экономит 10 рублей на медицине и тюрьмах"

15 сентября 2017, 08:51
Россия готова провести лучший в истории футбола чемпионат мира, уверен Председатель комитета ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, член Президиума фракции ЛДПР в Госдуме Михаил Дегтярев. Об этом и не только - в интервью "НИ"

- Михаил, на днях вы вместе с Виталием Мутко инспектировали подготовку Самары к Чемпионату мира по футболу 2018 года, в том числе и стадион «Самара Арена», аэропорт и тренировочные поля. Как вы оцениваете состояние этих объектов?

- Прекрасно! Построен новый великолепный аэропорт, которым пользуются жители региона. «Самара Арена» пока готова на 80 процентов, в ближайшие 2 месяца её будут подключать к теплоснабжению. Газон в Самаре, к сожалению, будут стелить рулонный, но это допускается и соответствует технологиям. Посеять не успели в связи со сложностью монтажа купола стадиона. У «Самара Арены» очень сложная конструкция, но все работы будут сделаны в срок. Весной 2018 года там пройдёт несколько матчей, и мы увидим его в полной красе. Это будет супер-стадион, бомбический!

- А Россия в целом готова принимать чемпионат мира по футболу?

- На Кубке конфедераций мне довелось побывать на «Зенит-Арене»,в Санкт-Петербурге, в Казани и в Москве. Везде - высочайший уровень организации, безопасности, логистики. На мой взгляд, Россия уже продемонстрировала эталон проведения футбольных матчей турниров, задав новые стандарты. Это было отмечено болельщиками, тренерами, спортсменами и журналистами.

На футбольных трибунах царила очень дружеская атмосфера. Никаких инцидентов в рамках Кубка конфедераций вообще не произошло. Это говорит о высокой культуре.

Немалую роль в этом сыграло нововведение, которое мы применили в России – это паспорт болельщика. Он позволил отсечь всех людей с сомнительной репутацией, которые ранее были замечены в России или за рубежом в хулиганских выходках. Благодаря паспорту болельщика была сохранена спортивная, торжественная, праздничная и очень добрая атмосфера. Кто хотел похулиганить, на Кубок конфедераций не попал, и слава Богу.

- Многие боятся столкновений футбольных фанатов на Чемпионате мира. Помимо паспорта болельщика, есть ли еще какие-то способы фильтрации посетителей стадионов во избежание конфликтов?

- Будут еще открыты и «дома болельщиков», где иностранцы смогут получить всю информацию о России, о чемпионате, пообщаться с местными жителями и спортсменами.

Но основная линия, которой придерживается оргкомитет чемпионата – это недопуск всех нежелательных элементов в страну и на матчи и выдворение тех, кто замечен в хулиганских выходках. Для этого мы приняли в весеннюю сессию Госдумы поправки в законодательство, давшие правоохранительным органам право на чрезвычайные меры по обеспечению безопасности. Болельщики, замеченные в нарушениях общественного порядка, будут оштрафованы, некоторые подвергнуты административному аресту, а иностранцы – выдворены из страны. Здесь мы следуем международным стандартам по проведению масштабных спортивных мероприятий.

Но главное, конечно, - это вопрос идеологии, позиционирования Чемпионата мира в глазах общественности – и внутри страны, и за её пределами: ЧМ – это турнир, где будут играть лучшие команды мира, и это праздник. А на празднике хулиганить не принято, нет такой традиции в России. К гостям у нас в стране относятся очень бережно и с любовью.

И здесь высока роль волонтеров, которые будут сопровождать проведение Чемпионата мира. На примере Кубка конфедераций можно сказать, что волонтеры были подготовлены на высочайшем уровне. Они были мотивированы, говорили на нескольких языках, это очень культурные, опрятные, вежливые и гостеприимные парни и девушки. Так же будет и на Чемпионате мира. Этот опыт будет растиражирован во всех городах проведения чемпионата.

- От спорта высоких достижений позвольте перейти к массовому спорту. Какие инициативы вы и ваши коллеги из Госдумы разрабатывают для поддержки детского и юношеского спорта?

- Я считаю, что самое главное – это проблема детских тренеров. К сожалению, сегодня уровень зарплаты начинающего тренера очень невысокий. Нужно повышать меры поддержки. Это вопрос не только к Министерству спорта России, но в первую очередь – к региональным властям.

Сейчас именитый тренер, тренирующий команду или спортсмена, которые занимают хорошие места на турнирах, получает в регионах достаточно хорошие деньги. Но начинающие тренеры, которые работают с мальчишками, получают зарплату по минимальной ставке (13-15 тысяч рублей) и при этом несут огромную ответственность - прежде всего за здоровье, а то и жизнь детей. Нужно поддерживать этих тренеров и в тот период, пока они не доведут команду или спортсмена до результата. Это ключевая государственная задача. Необходимо сделать так, чтобы талантливые тренеры не уходили в бизнес или другие сферы деятельности.

- Каким образом эта проблема может быть решена?

- Изменением в законодательство, принятием отдельных программ стимулирования, а также – при поддержке клубов. У нас достаточно развито клубное движение и в футболе, и в хоккее, и в других видах спорта, но, прямо скажем, не все клубы озабочены тем, чтобы «выращивать» таланты. Это уже вопрос воли хозяев клубов, одними законами ситуацию поправить нельзя.

Убеждён, что нужно развивать именно детский и юношеский спорт. Конечно, это обязанность государства, которое должно как минимум обеспечивать содержание детско-юношеских школ. Но все-таки основные положительные результаты мы фиксируем там, где государство и бизнес тесно взаимодействуют в рамках государственно - частного партнерства.

А учитывая, что бюджеты на спорт в связи с проведением Чемпионата мира-2018 сейчас будут сокращаться, то те деньги, которые останутся, нужно переориентировать именно на поддержку детско-юношеского спорта, в первую очередь – на тренеров и материально-техническую базу, конечно.

- Помимо спорта, в Госдуме вы курируете направления, связанные с работой с молодежью. Как вы считаете, какие есть наиболее перспективные пути привлечения молодежи в спорт, ее приобщения к здоровому образу жизни?

- Рискую высказать "неудобную" мысль. Я часто спрашиваю молодежь: государство виновато, что вы десять раз за день мимо турника прошли? Что еще государство должно сделать, чтобы вы занялись своим здоровьем? Ответ на поверхности. Заниматься физкультурой и спортом должно быть модно, круто... Конечно, и власть обязана вести эффективную пропаганду здорового образа жизни и создавать соответствующую инфраструктуру.

В принципе, у нас есть положительные сдвиги в этом направлении. По телевидению стали больше показывать спортсменов, а политики своим примером стали больше показывать тягу к здоровому образу жизни. Нужно двигаться дальше, приумножать усилия.

Если говорить об экономике, то один рубль, вложенный в спорт и в здоровый образ жизни, экономит десять рублей на медицине и на тюрьмах. Это не я придумал, есть исследования ряда экономистов, членов экспертного совета при нашем комитете, которые доказывают истинность таких подсчетов.

- Недавно вы с коллегами предложили на рассмотрение Госдумы весьма неоднозначную инициативу, которая вызвала большой резонанс в обществе и СМИ – речь о законопроекте, который разрешит муниципалитетам на свое усмотрение переносить начало учебного года на 1 октября...

- Идея заложена в программе ЛДПР. Мы считаем, что неправильно вытаскивать детей за уши с курортов в идеальное время для отдыха - «бархатный» сезон. Народная мудрость даже в названии: «бархатный сезон», самый мягкий, приятный. Можно спокойно сместить начало учебного года на месяц, а июнь использовать для обучения.

- Владимир Жириновский подчеркнул, что этим законопроектом ЛДПР будет добиваться заполнения российских санаториев и пляжей в сентябре. Чем же плох июнь для отдыха?

- Не везде можно купаться, не везде стабильная погода. А в сентябре для детей идеальная погода на юге России. У нас даже в Ростовской области сентябрь считается летним месяцем, не говоря уже о черноморском побережье. Самое время - купаться и загорать, тогда как в июне температура морской воды не превышает 18 градусов. Так что речь идет о здоровье детей. А все, кто выступает против нашей инициативы, не анализируя ни сам законопроект, ни количество солнечных дней в том или ином регионе, к сожалению, демонстрируют инерционность мышления. Сегодня это большая проблема российской политической элиты. Люди, которые должны взять на себя ответственность перед всем народом и транслировать смыслы, движутся по инерции.

Еще один аспект темы - развитие внутреннего туризма. Россия настолько огромна, что жизни не хватит ее посмотреть. Спасибо ЕС, Австралии, Швейцарии и Канаде за включение в санкционные списки – даже мысли нет теперь отдохнуть за границей. Да и раньше особо не тянуло. Недавно ездил в Воркуту, советую побывать на русском Севере. Обязательно нужно побывать на Кавказе, на Алтае, в Самаре или любом другом городе на Волге. И в Кремле, Петербурге, на юге России – традиционных туристических местах.

Нам нужно развивать внутренний туризм, причем не только по экономическим причинам (туризм даёт хорошие деньги в бюджет), но и по идеологическим. Ведь это лекарство от ксенофобии. К сожалению, этого не понимают большие начальники, но идеология внутреннего туризма – это излечение народа от ксенофобии. Если ты с ненавистью или подозрением относишься к выходцам из каких-то регионов (например, Кавказа), то приехав туда, посмотрев, как там люди живут, что они думают о России и о тебе, ты понимаешь, что они хорошие люди. В этих регионах любят Россию точно так же, как здесь, в центре, и относятся к ней так же бережно. На мой взгляд, всем нужно путешествовать внутри страны, по всем регионам. И это будет снижать градус ксенофобских настроений.

- А как убедить людей, чтобы они оставляли свои деньги не в Турции или Египте, а в российских регионах?

-Если говорить об экономике, то необходима конкуренция. Любимое занятие наших администраторов – это что-нибудь субсидировать. То мы перевозки субсидируем, то размазываем деньги тонким слоем по всей стране. На мой взгляд, конкуренция в туристической отрасли, особенно в транспорте, решает практически все вопросы.

Финансовая транспортная доступность появляется там, где работает не менее четырех авиакомпаний. Возьмём маршруты в Калининград или в Воркуту: они на внутреннем сленге топ-менеджеров называются "маршрутами с высокой маржинальностью", то есть авиакомпании понимают, что здесь они вне конкуренции и могут на этом заработать. А теперь возьмём маршруты в Самару, в Казань или Екатеринбург – цены на авиабилеты в 2-3 раза ниже. Никто их не субсидирует, просто на этом рынке работает больше 4 авиакомпаний, они борются за клиентов и понимают, что если повысят цену билета на тысячу рублей, то у них полсамолета будет пустым.

- Во время визита на Северный Кавказ вы написали в твиттере, что «Идеология развития туризма в очень простой триаде: #безопасность, #конкуренция, #любопытство», добавив, что «безопаснее России места нет». Но как минимизировать негативный фон вокруг Северного Кавказа и привлечь туристов именно туда?

- Нужно только один раз побывать на Кавказе, чтобы ездить туда постоянно. Как туда привлечь туристов? Очень просто. Туристу надо задать самому себе один вопрос – он считает что в Египте, например, где был совершен чудовищный теракт с российским самолетом, где постоянно происходят какие-то инциденты и появляются террористические банды, где десятки лет страна живет на военном положении, ему безопаснее и комфортнее, нежели внутри России? Почему ты себя чувствуешь безопаснее там, где взрывают и режут? И турист не ответит сам себе на этот вопрос. «Да, инерция, привыкли»…

- Возвращаясь к спорту: вы ведь и сами мастер спорта, и являетесь президентом Федерации фехтования Самарской области. Какими еще видами спорта увлекаетесь?

Помимо фехтования я занимаюсь горными лыжами, и очень рад, что встал на них в 1998 году – еще до того, как Владимир Владимирович Путин был назначен премьер-министром. Также занимаюсь пробежками. Я всем говорю – что вам мешает побегать, сделать дома отжимания, подтягивания? Ничего не мешает, кроме лени. Вот бич нашего общества – лень и безразличие...

#Спорт #Интервью #Туризм #Футбол #Госдума
Подпишитесь