Posted 6 сентября 2017, 09:04
Published 6 сентября 2017, 09:04
Modified 8 марта, 01:56
Updated 8 марта, 01:56
В Стратегии развития Карелии туризм занимает одно из центральных мест. Событийный, спортивный, паломнический, этнографический и другие виды туризма ежегодно привлекают в Карелию не только россиян, но и иностранцев. Когда в 2012 году возник проект по созданию аналога «Золотого кольца» по Северо-Западу России – «Серебряное ожерелье», Карелия вошла в его маршрут по умолчанию. А сегодня региональные власти уточнили стратегические цели: увеличить ежегодный поток туристов до 3-5 млн человек. Прием и обслуживание гостей даст как минимум треть республиканского ВВП и сотни тысяч рабочих мест в сфере сервиса.
Но Артур Парфенчиков считает, что одними красивыми пейзажами миллионы людей не заманишь. Нужна инфраструктура сервиса, а так же совершенно особенная фишка. Её-то и обеспечит судоходство и судостроение.
Разве не чудо - совершить вояж на исторических деревянных судах - русских кораблях, норвежских лодках, поморских кочах? Такие плавсредства готовы строить современные карельские корабелы, сохранившие старинные технологии и секреты.
«Наши суда – деревянные ледового класса, они не затираются льдами. За счет технологий, бережно сохраненных карельскими корабелами, создаются особые условия прохождения ледяного поля – лед в конечном итоге выдавливается наверх», – рассказывает Парфенчиков, добавляя, что производственные мощности позволяют создавать исторические суда и для Новгорода, Владимира, Рязани, других российских городов.
Настоящие мастера работают на Онежском судостроительном заводе. Созданный в 2002 году и находившийся в упадке из-за смены собственников, сегодня предприятие возрождается. На заводе увеличена численность работников, выполнен ряд новых заказов, реализуются планы по расширению производства и строительству новых цехов.
Сейчас онежская верфь строит 5 лоцмейстерских катеров, самоходную баржу, капитально ремонтирует семь судов. Общий объем средств, который направляется на завод для реализации этих заказов, составляет 2,5 млрд рублей.
«Сейчас мы создаем серию ретро-судов в стиле Серебряного века. Это очень красиво смотрится», – рассказал Парфенчиков.
Посмотреть на карельский деревянный ледовый флот можно на «Кижской регате» – первом в России фестивале традиционного судостроения и судоходства, который уже 18 лет проводится музеем-заповедником «Кижи» на знаменитом на весь мир острове. В рамках фестиваля можно увидеть реконструкции морских боев и гонки на лодках.
В этом году музей-заповедник «Кижи» на средства гранта Президента Российской Федерации организовал молодежную смену Российского центра традиционного судостроения и судоходства для увлекающихся парусным спортом и судостроением. 70 участников смены прошли полную программу научно-познавательных занятий и экскурсий, десятки мастер-классов по судостроению, гребле и народному парусу.
Что касается Онежского судостроительного, то завод готов производить не только флот для исторических реконструкций. Специализация завода – грузовые суда.
«Наш завод изначально создавался для строительства грузовых судов грузоподъемностью свыше 5 тыс тонн. Завод строит и рыболовецкие суда, – рассказал Парфенчиков. – В настоящий момент мы с голландскими коллегами закладываем буксир ледового класса с массой дополнительных функций для обслуживания арктической зоны».
В числе заказчиков деревянных ледовых судов числится и МГУ: корабелы по заказу университета создают судно для исследования Белого моря. Там как раз и пригодятся "ледокольные" способности
«Мы готовы строить суда большей вместимости, чем те, что построены по заказу Московского университета. Я докладывал об этом на Морской коллегии в Москве, рассказал о возможностях Дмитрию Рогозину. В частности, речь шла о судах для Росгидромета и других ведомств. Конечно, им необходимы испытания и в теплых морях – Черном и Каспийском (там другая микрофлора воды). Но внести изменения в проекты - дело техники», – подытожил Артур Парфенчиков.