Posted 6 сентября 2017, 12:47
Published 6 сентября 2017, 12:47
Modified 8 марта, 01:56
Updated 8 марта, 01:56
Самой идее о введении на Донбасс миротворцев ООН уже больше двух лет, её высказал Петр Порошенко. Интернет-издание «ГОРДОН» рассказало, какие задачи могут выполнять «голубые каски», как менялась позиция РФ и какие надежды возлагала на миротворцев Украина.
Согласно Уставу ООН, ответственность за поддержание международного мира и безопасности лежит на Совбезе Организации Объединенных Наций. СБ ООН в соответствии с этими полномочиями может принять решение о развертывании операций по поддержанию мира.
Численность, полномочия, вооружение и другие аспекты работы миротворческой миссии тоже определяются Совбезом, Генассамблея утверждает бюджет и ресурсы миссии, генсек ООН назначает главу миссии и командующего миротворческими силами. Как и в случае с другими решениями Совбеза, оно принимается большинством голосов, постоянные члены (США, Великобритания, Франция, Россия и Китай) имеют право вето.
В Уставе ООН говорится, что на миротворцев могут возлагать следующие задачи:
Также миротворцы могут участвовать в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов, разминировании, реформировании сектора безопасности, защите и поощрении прав человека, могут оказывать помощь в проведении выборов и поддерживать меры по восстановлению и укреплению государственной власти, содействовать социально-экономическому восстановлению и развитию территорий.
По информации пресс-центра ООН, сейчас в мире развернуто 15 операций по поддержанию мира.
Консультации в Совете Безопасности ООН по поводу введения полицейской или миротворческой миссий на Донбасс начались в конце февраля 2015 года, заявлял министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Он предполагал, что это будет совместный контингент Организации Объединенных Наций и Евросоюза.
В марте 2015 года президент Украины Петр Порошенко ввёл в действие решение Совета нацбезопасности и обороны «Об обращении в Организацию Объединенных Наций с просьбой отправить на Донбасс миротворческий контингент». В сообщении пресс-службы главы государства речь шла о «международной операции по поддержанию мира и безопасности». Спустя две недели Верховная Рада приняла обращение к Совету Безопасности ООН и Совету ЕС с просьбой начать такую операцию на территории Украины.
«Развертывание в Украине международной операции по поддержанию мира и безопасности позволит обеспечить эффективную имплементацию Минских договоренностей, прежде всего, в части неотложного и всеобъемлющего прекращения огня, отвода всех тяжелых вооружений, вывода всех иностранных вооруженных формирований, военной техники и наемников с территории Украины, разоружения всех незаконных вооруженных формирований», – отмечалось в пояснительной записке.
Тогдашний замглавы Администрации Президента Украины Валерий Чалый прогнозировал, что для принятия решения о направлении международной миротворческой миссии на Донбасс нужно несколько месяцев.
«Для этого нужно решение генерального секретаря ООН, потом эксперты выезжают сюда для подготовки мандата, потом – решение Совбеза ООН. В принципе, можно ускорить. Думаю, в течение месяца-полутора может быть решение, если все поймут сложность ситуации», – говорил Чалый.
При этом было важно, чтобы введение миротворцев ООН на Донбасс поддержала и Россия, обладающая правом вето в Совете Безопасности ООН. О согласии президента РФ Владимира Путина на ввод миротворцев на оккупированные боевиками территории Донецкой и Луганской областей пресс-служба Петра Порошенко сообщала еще в мае 2015-го – после телефонных переговоров в нормандском формате. Но практически сразу пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков эту информацию опроверг. По его словам, Кремль не против самой идеи о миротворцах, но сначала должны быть выполнены Минские соглашения.
Позже министр иностранных дел РФ Сергей Лавров утверждал, что возможность развертывания миротворческой миссии не предусмотрена Минскими соглашениями, а сама миссия нужна украинскому президенту лишь для того, чтобы «снять с себя ответственность за подпись под Минскими договоренностями». Песков же говорил, что инициативу должны обсуждать «непосредственно стороны конфликта» (Россию к сторонам конфликта он не относит). Канцлер Германии Ангела Меркель к введению миротворцев тоже отнеслась скептически: «Нет смысла искать другие форматы, которые не принесут большую пользу».
За два с половиной года к этой теме возвращались несколько раз. Например, в апреле 2016 года, после очередного раунда переговоров в нормандском формате, и в апреле 2017-го, после того как в Луганской области подорвался автомобиль мониторинговой миссии ОБСЕ (тогда погиб наблюдатель от США). В конце августа этого года президент Петр Порошенко анонсировал, что на заседании Генассамблеи ООН в сентябре презентует концепцию миротворческой миссии.
«Все упирается в категорическое нежелание РФ установить мир на Донбассе. Или больше – категорическое нежелание оставить Украину в покое. Но я уверен, вода камень точит, поэтому идею о миротворцах я собираюсь в следующем месяце презентовать в Нью-Йорке на сессии Генассамблеи ООН», – сказал Порошенко в Северодонецке 22 августа.
Он уверен, что миссия ООН на Донбассе была бы «гарантией того, что на Донбассе прекратят стрелять, гарантией того, что Россия прекратит отправлять боевиков и выведет свои регулярные подразделения, заберет оружие, которое она поставила для того, чтобы убивать украинцев».
Спустя две недели о миротворческой миссии высказался и Путин.
«Я ничего плохого здесь не вижу. Я многократно говорил, что поддерживаю идею вооружения миссии ОБСЕ, но сама ОБСЕ отказывается от идеи вооружения своих сотрудников... В этом контексте наличие миротворцев ООН, даже, можно сказать, не миротворцев, а тех людей, которые обеспечивают безопасность миссии ОБСЕ, считаю вполне уместным и не вижу здесь ничего плохого», – заявил он, поручив Лаврову внести проект резолюции на рассмотрение Совбеза ООН.
За два дня до этого постпред России при ООН Василий Небензя утверждал, что инициативы Украины относительно миротворческого контингента на Донбассе направлены на подрыв Минских соглашений.
В заявлении Путина есть несколько оговорок, которые свидетельствуют о том, что быстро решить вопрос с вводом миротворцев не получится. Так, российский президент требует, чтобы мандат миротворческой миссии ограничивался обеспечением безопасности наблюдателей ОБСЕ и только на линии разграничения, тогда как первый вице-спикер Верховной Рады Украины Ирина Геращенко отмечала, что миротворцы должны вводиться на всю оккупированную территорию, а их мандат должен заканчиваться на границе с РФ.
Также Путин сказал, что миротворцы могут быть введены на Донбасс только после разведения сторон и отвода тяжелой техники и только с согласия боевиков. Но еще два года назад главарь донецких боевиков Александр Захарченко заявлял, что никаких миротворцев, кроме российских, в подконтрольные группировке "ДНР" районы не пустит.
Уже к вечеру 5 сентября Небензя сообщил, что Россия внесла в Совбез ООН свой вариант резолюции о миротворческой миссии. Украинский постпред Владимир Ельченко заявил, что в этом проекте «нет никакого миротворчества». «Мы настаиваем на том, что любая миссия ООН [должна] быть развернута на границе между Россией и Украиной, чтобы вернуться к той ситуации, которая была до 2014 года», – подчеркнул дипломат.