Posted 5 сентября 2017, 12:41
Published 5 сентября 2017, 12:41
Modified 8 марта, 01:57
Updated 8 марта, 01:57
Жители десятка деревень во Владимирской области возмутились решением местных властей разрешить строительство мусорного полигона в густонаселенном районе, среди рек и святых источников, - сообщает Daily Storm
Однако протест пока не даёт результатов: по другую сторону баррикад — миллионеры из топ-100 российского списка Forbes Искандер Махмудов и Андрей Бокарев.
Строить полигон собираются на территории площадью 1200 гектаров (для понимания — это чуть больше Васильевского острова в Санкт-Петербурге). Сейчас там сплошной лес, плюс небольшой «пятачок», на котором Мытищинский машиностроительный завод испытывает гусеничную технику.
Лесорубов, которые бы активно расчищали местность, пока не видно (только военные с «мытищинского участка» прорубают просеки, чтобы обозначить свою территорию, – команда им уже поступила). Все может измениться уже в следующий вторник – на этот день в Киржачском районе назначены общественные слушания. Будут менять статус земель. Сейчас на них мусорный полигон устраивать нельзя.
«Мы о планах по созданию полигона узнали случайно», — рассказывает Daily Storm Виктор Сандрос. Он сам из Москвы, около Филипповского (село, на территории которого готовятся строить полигон) у него дача. В районе грядущей «мусорной» стройки находятся не только деревни, но и около 80 садовых товариществ. «Начали ходить слухи, что лес собираются вырубать, что планируют возводить что-то. Про свалку говорить начали. В итоге и мы, и местные жители собрались и пошли к главе Филипповского Олегу Иванову и напрямую спросили: правда или нет? Сначала он отнекивался, а потом все признал», —делится Сандрос.
Участок, о котором идет речь, – это 1200 гектаров.
Для сравнения:
— закрытый Путиным полигон в Кучино – 58 гектаров;
— крупнейший Восточной Европе подмосковный полигон «Тимохово» — 120 гектаров;
— самый большой полигон в Европе — итальянская свалка «Малагротта» — 250 гектаров.
Владеет участком ООО «Экотехстрой Владимир», небольшая компания с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, создана 10 марта 2017 года. Основной вид деятельности: обработка и утилизация неопасных отходов. Однако владельцы этой фирмы — люди весьма известные: миллиардер из списка Forbes, совладелец УГМК Искандер Махмудов, его партнер Андрей Бокарев (оба владеют активами ООО «Экотехстрой Владимир» через компанию ООО «Сантар»), а также три члена совета директоров «Мосметростроя» (один действующий и два бывших) – Иван Юзефович, Андрей Хоменко и Александр Тукацинский.
По данным Росреестра, кадастровая стоимость приобретенного ими участка земли – 920 миллионов рублей.
По словам же главы села Олега Иванова, о создании мусорного полигона в Филипповском речи и вовсе не идёт. На повестке дня стоит просто «некий инвестиционный проект». Предложило его властям Владимирской области то самое, принадлежащее Махмудову ООО «Экотехстрой Владимир». Сделано это было в июне 2017 года на заседании областной комиссии по обеспечению чистоты и порядка, которую проводила вице-губернатор Лидия Смолина. Правильно, как говорит Иванов, проект надо называть так: «опытно-экспериментальная площадка по сортировке, переработке, выделению вторичных материалов».
«Эта комиссия, я думаю, она из высококвалифицированных специалистов, в составе которой были и экологи, — рассказал Олег Иванов, – директор института экологии, представители Общественной палаты Владимирской области. Они дали заключение, что проект соответствует всем нормам. Никто не оспорил решение этой комиссии, никто не подверг сомнению».
Решение комиссии – это одна из самых главных загадок, связанных со строительством полигона (либо «опытно-экспериментальной площадки», если пользоваться определением администрации). Получить этот документ местным активистам никак не получается: в интернете его нет, а на письменные запросы руководство Владимирской области не реагирует.
Именно в этой бумаге должны быть отражены аргументации лиц, согласовывавших строительство полигона, а также описаны подробности проекта.
Так, по словам Олега Иванова, площадь опытно-экспериментальной площадки не превысит 57 гектаров, однако почему для этого требовалось выкупать территорию на 1200 гектаров, глава администрации объяснить не может.
Жители Филипповского и соседних с ним деревень и садовых некоммерческих товариществ считают, что и во Владимирской, и в Московской областях достаточно участков в относительно безлюдных местах, где можно было бы организовать свалку, однако выбрали именно их село. Выбрали из соображений экономии: здесь есть электричество, есть дороги, вкладываться в коммуникации не придётся.
«Здесь кольцевая, подъезды хорошие со всех сторон, Щелковское шоссе из Московской области», — рассказал 48-летний Валерий Грошников.
Протест против свалки объединил всех. Десятки людей торопятся рассказать, почему они не хотят появления у себя «опытно-экспериментальной площадки».
Для одних главное – гибель святых источников, которые бьют в этих землях, другие вспоминают многочисленные нарушения законы, без которых невозможно существование мусорного полигона. Почти все возмущены, что стройку попытались провернуть «по-тихому», и жители узнали о ней совершенно случайно.
Время и дата, выбранные для слушаний о переводе земель будущего полигона из одной категории в другую, – утро вторника, 5 сентября – выглядят подозрительно: рабочий день, когда многие местные жители разъедутся по делам (дачники из СНТ к голосованию не допущены).
Еще одна интересная деталь, которую нам удалось выяснить, – то, что представители ООО «Экотехстрой Владимир» все-таки попытались выйти на местных жителей. Их аргумент: на полигон собираются отправлять не бытовые отходы, а строительный мусор.
Главный «поставщик» такого рода мусора в ближайшие годы – программа реновации города Москвы.
По данным столичного департамента строительств, общая масса отходов при демонтаже домов по программе реновации может составить около 53 миллионов тонн.
Чтобы оценить эту величину, достаточно знать одну цифру: в год Московская область принимает из столицы восемь миллионов тонн мусора.
Министр экологии Московской области Александр Коган пообещал увеличить эту цифру до 30 миллионов тонн, включая 10-15 миллионов тонн — отходов от реновации. Однако, по мнению бывшего вице-премьера, а ныне действующего спецпредставителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, Подмосковье точно не сможет принять весь мусор, который появится после сноса пятиэтажек.
«Мы говорим о миллионах тонн, которые надо куда-то девать», — рассказал о потенциальных отходах от реновации Алексей Киселев, руководитель токсической программы Гринпис России.
Однако прогнозов, что именно случится с этим мусором, он дать не решился:
«Я, как гражданин, не нахожу ответа на вопрос: есть ли у реновации экономика. И если её нет, то невозможно рассуждать, куда именно поедут отходы от реновации. Выгоднее – дробить, подсыпать, сэкономить деньги, сэкономить ресурсы, или за реновацией что-то другое стоит».
С точки зрения экологии, строительный мусор (если действительно будет выбран именно этот вариант) для Филипповского, по мнению Киселева, стал бы не самым плохим вариантом.
«На 60-70% — это инертный материал, — объяснил он. – Вряд ли будет воздействие на грунтовые воды и атмосферу, кроме движения крупнотоннажных машин».
Экс-заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь уверен, что проект Искандера Махмудова заточен под реновацию.
«Очень многие бизнесмены пытаются вписаться в программу реновации, которая предполагает образование десятков тонн строительного мусора, — заявил Олег Митволь. — У Искандера Махмудова очень хорошие отношения с руководством города. Контакты будут налажены, если он сделает подобный объект. А я думаю, он его делает под конкретную работу. Поверьте мне: люди, приближенные к Москве, уже давно все поделили».
Возможный ущерб экологии региона Митволь напрямую связывает с финансированием проекта:
«Если делать свалку — это одно, если делать вторичную переработку — это другое. Но второй хороший вариант стоит очень больших денег».