Posted 4 сентября 2017, 14:08

Published 4 сентября 2017, 14:08

Modified 8 марта, 01:57

Updated 8 марта, 01:57

Скальпелем и без наркоза. Эксперт оценил реновацию московских улиц

4 сентября 2017, 14:08
Дорожная сеть столицы напоминает больного, которого не отпускают с хирургического стола, считает Михаил Якимов.

Михаил Якимов — доктор технических наук, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта (РАТ)

Транспортная система Москвы крайне нуждается в стабильности и покое. Она, как больной человек, которого никак не хотят отпускать с операционного стола, а лечат непременно хирургическим путем. Изменения в организации дорожного движения порой носят какой-то лавинообразный характер, когда буквально каждый год кардинально меняется организация дорожного движения на тех или иных улицах, в частности сейчас обнаружилось, что улица Сретенка становится не просто односторонней, но с полосой для движения маршрутных транспортных средств в противоположном направлении. Это существенно меняет всю систему реализации транспортного спроса, требует значительных экспериментов, в первую очередь, модельных. Я не уверен, что все эти эксперименты доказали состоятельность такого решения.

Но это частности, а вопросы возникают и по глобальным проектам руководства города, которые оказывают прямое влияние на транспортную систему.

Отличный повод для вопросов – недавнее интервью Ликсутова М.С. одной из радиостанций. Хочется подробнее остановиться на нескольких фразах и комментариях руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы:

«Моя улица»

«Мы ожидаем определённых улучшений по тем улицам, где проходила программа «Моя улица», где мы выровняли движение, где создали дополнительные остановки городского транспорта».

Никакой транспортной цели, тем более достижимой и счётной, которую можно выразить в числе, программа «Моя улица» не имеет. «Выровняли движение» красноречиво указывает на то, что нет понимания, чего мы хотели достичь. Что значит «выровняли»? Сделали его прямолинейным или, наоборот, по кругу? Это общие слова, а должна быть чёткая цель, на сколько мы прогнозируем изменить те или иные числовые показатели функционирования транспортной системы.

Зато видно огромное количество примеров, когда работы и траты бюджетных денег абсолютно хаотичны и не носят системного характера. На Петровке, и на Неглинной были установлены и в последующем спилены столбики, потом были установлены ограждающие полусферы, потом была положена тротуарная плитка, сейчас эта плитка меняется на другую плитку…

Реновация и парковки

«Я про парковки сказал, что поручение было чёткое — жители, переезжающие в дома по программе реновации, должны быть обеспечены парковочным пространством».

По самому ответу читателям уже понятно, что вопрос этот для Ликсутова М.С. является крайне сложным. Все ли жители должны быть обеспечены отдельным парковочным местом в новых домах? Все транспортные средства всех жителей должны иметь стоянки и парковки? Конкретного ответа нет до сих пор, т.к. нет однозначного мнения в правительстве города Москвы между различными Департаментами: Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Департаментом градостроительной политики города Москвы. Это стало уже очевидным и прослеживается во многих решениях, которые существенно разнятся и в трактовке этих решений, и в целях этих решений между двумя Департаментами, которые явно не могут найти общий язык друг с другом.

В результате реновации плотность жителей на квадратный метр территории города увеличится, количество парковок, если исходить из публичных выступлений руководства города, тоже должно увеличиться. И, если программа реновации приведёт к увеличению количества пользователей личным автомобильным транспортом в городе Москве, то понятно, что программа реновации идет вразрез со стратегий дестимулирования использования индивидуального транспорта. Это основная проблема, которая сейчас находится в головах и руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, и у руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы, и у мэра города, что также свидетельствует о существовании серьезных проблем и противоречий в парковочной политике города Москвы.

Про ошибки

«Мы, если где-то неправы, ошибки всегда свои признаем, я считаю, что это нормально»

И, может быть, самое главное: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Естественно, что такие грандиозные изменения в городе не могут проходить без ошибок.

Но эта поговорка имеет смысл, только если у человека есть навык и умение признать свои ошибки и исправлять их.

Лично я никогда не видел, чтобы, например, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, говорил о себе какие-то критические замечания или говорил о своих ошибках. В основном, это только победные реляции, хвалебные заверения об успехах и демонстрация наград, грамот и вымпелов…

Летом в одни из выходных полностью закрыли движение на одной из центральных улиц, чтобы выполнить работы по программе «Моя улица». Но, что странно, москвичи в этот день встали в пробках не на параллельных улицах, а на перпендикулярных! Казалось бы, улица закрыта, и это значит, что один из самых напряженных перекрестков: ул. Сретенка – Садовое кольцо разгрузится. И по Садовому кольцу можно будет проехать через перекресток беспрепятственно!

Но так казалось только москвичам, стоящим два дня в пробках на Садовом кольце. Светофору на перекрестке – так не кажется. Светофор как работал, так и работает в обычном режиме. И по-прежнему 30 сек. ждет – а вдруг кто-то поедет по закрытой улице…

Резюмируя сказанное, можно сделать вот такие выводы:

    Внутри Правительства города Москвы наблюдаются серьёзные разногласия в концептуальных вопросах совершенствования и развития транспортной системы города.

  • Существуют серьёзные проблемы в распределении полномочий и закреплении зон ответственности между отдельными Департаментами Правительства Москвы, касающиеся функционирования транспортной системы.

  • Объёмы и скорость текущих преобразований в транспортной сфере города критически превысили возможные пределы адаптации к этим преобразованиям.

  • В Москве исчерпан ресурс имплементации типовых зарубежных практик в области транспортного планирования, организации дорожного движения, парковочной политики.

  • В профильном Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы наблюдается опасный перекос в кадровой политике.

  • Руководство Москвы столкнулось с проблемой поиска новых (отличных от известных европейских) уникальных стратегий, инструментов и технологий формирования эффективной транспортной системы города.

  • Для справки:

    Институт транспортного планирования (ИТП) - структурное подразделение Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта» (РАТ), созданное с целью совершенствования качества научных исследований в области транспортного планирования. Основными задачами Института транспортного планирования РАТ является генерация, развитие и распространение знаний в области транспортных систем страны, её регионов и городов.

    Основными функциями Института транспортного планирования РАТ являются:

    1. проведение научных исследований в области транспортных систем страны, её регионов и городов;
    2. создание гибкой и эффективной системы оказания образовательных, консультационных и творческих услуг в области транспортных систем страны, её регионов и городов для заинтересованных юридических и физических лиц, в том числе на договорной основе;
    3. распространение научно-педагогических знаний и результатов собственной деятельности в области транспортных систем страны, её регионов и городов, в том числе, через СМИ;
    4. выполнение заказных научно-исследовательских работ, оказание образовательных, консультационных и иных услуг;
    5. организация повышения квалификации научно-педагогических и других категорий работников в области транспортных систем страны, её регионов и городов;
    6. издание и реализация научной, методической и учебной литературы, справочников, пособий и иных изданий, в том числе электронных, по направлениям деятельности Института транспортного планирования РАТ.
    Подпишитесь