1. Никаких гарантирующих успеха рецептов не существует. Протесты иногда приводят к успеху, а иногда нет. Но лизоблюдство и борьба с «латентной русофобией» Никиты Михалкова не спасли от приговора главу Российского авторского общества Сергея Федотова (правда, он получил всего 1,5 года лишения свободы). Заместитель Мединского Пирумов тоже уже полтора года в СИЗО. Поэтому любые советы свысока, что предпринимать защитникам Серебренникова, а от чего воздерживаться, лишены смысла. Все импровизируют как могут.
2. В то же время стояние у Басманного суда мало чем отличается от прошлых протестов – будь то процесс Ходорковского или Болотная площадь. Удовлетворение от предъявления моральной позиции и ощущения единения с «вышедшими на площадь» коллегами дает мощную позитивную эмоцию, но остается ловушкой – оно не ведет к росту самоорганизации, выработке дальнейшей линии поведения, расширению числа готовых присоединиться к протесту. Самовыражение оказывается более важным, чем работа на результат. Нечто подобное произошло в прошлом году с демаршем Константина Райкина: все настолько воодушевились наступлением «кириенковской весны/осени», что никаких дальнейших шагов не предприняли. И сегодня уже мало кто вспомнит, о чем говорил Райкин. Вроде окоротили каких-то вандалов, пришедших громить какую-то выставку. И, кажется, все.
3. Как и во всех прочих случаях творческая интеллигенция обходит избитый вопрос «Что делать?», вместо этого отбирая у журналистов и политологов вопросы вроде «Что это значит?», «Кто за этим стоит?», «В чем сигнал», «Знает ли первое лицо?». Все это увлекательные вопросы, интересные для обсуждения, но даже получение на них ответов не создает осмысленной стратегии.
4. Творческая интеллигенция одновременно радикальна в политических оценках и женственна, как только дело доходит до комплиментов (часто сильно скрытых). Слова Путина о «дураках» были восприняты на «ура», хотя по сути особого послания и обязательств, мягко говоря, не содержали – но соблазн почувствовать себя «переломившими ситуацию» был налицо. И будет еще не раз вне зависимости от реальности.
5. Как и с болотным движением, творческая интеллигенция не создает собственную повестку, а идет по созданной извне – обычно негативной (аресты/репрессии/православные и т.п.). Благодаря этому потенциалу наивности манипулировать ее метаниями и гражданской позиции – несложное удовольствие для желающих и любящих это дело.
6. Несмотря на жесткую оппозиционность творческой интеллигенции и очевидную вялость предлагаемого сверху «образа будущего» плодов серьезной творческой работы по созданию собственных образов (легко способных перебить подчас нудную официальную повестку) не просматривается. В этом отличие и от 80-х (фильм «Собачье сердце», клип про «Поезд в огне»), и от 2011-го («Сахарный Кремль», фильм «Борис Годунов» и др.).
7. Времени до президентских выборов еще немало – так что «бунт интеллигенции» логичнее провоцировать сейчас, чтобы к весне все рассосалось как с Райкиным и вернулось былое состояние беспомощности, оторванности от «народных масс» (возможно, сильно надуманное), актуализации внутренних противоречий. Если этого не произойдет, у власти остаются возможности для маневра – сделать вид, что никакая интеллигенция кроме Говорухина-Михалкова ей не нужна («соль земли – волонтеры, а не Хаматова») и вовсе не существует в природе, а в доверенные лица и штабы можно попасть, только очень захотев и приложить очень серьезные усилия – а мы еще подумаем, кого брать, а кому припомнить капризы.
8. Вероятность создать серьезную эмоцию и подтолкнуть кого-то из высших чиновников устыдиться своих коварств из стеснения перед «деятелями культуры» тоже остаются. Но, мягко говоря, не стопроцентная.
Оригинал здесь