13 августа 2017 года на сайте «Новых Известий» размещена статья, содержащая клевету на Великого князя Владимира Кирилловича, возглавлявшего Российский императорский дом в 1938-1992 гг.
В статье утверждается, что Великий князь Владимир Кириллович состоял в СС (то есть содержится обвинение в принадлежности к преступной нацистской организации, осуждённой Нюрнбергским трибуналом), и, к тому же, в чине обергруппенфюрера (соответствует генералу рода войск Вермахта; всего за всю историю Третьего Рейха это звание было присвоено лишь 109 лицам, в том числе Г. Гиммлеру, Р. Гессу, М. Борману, А. Зейсс-Инкварту, Р. Гейдриху, Ф. Заукелю, Э. Кальтенбруннеру, К. фон Нейрату, то есть главным нацистским военным преступникам). То же лживое и невежественное утверждение находится в подписи к известной фотографии 1938 года, на которой Великий князь Владимир Кириллович (во фраке и со знаками российских императорских орденов) вместе с двумя другими членами Российского императорского дома (Великим князем Дмитрием Павловичем и Князем императорской крови Всеволодом Иоанновичем) снят вместе со своим зятем (супругом сестры Великой княгини Киры Кирилоловны) принцем Луи-Фердинандом Германским и Прусским и некоторыми другими немецкими принцами, служившими в то время в германских вооруженных силах, - отнюдь не в СС. После начала Второй мировой войны принц Луи-Фердинанд, как и другие представители германских династий, по личному распоряжению А. Гитлера из армии был уволен и впоследствии поддерживал контакты с антифашистскими кругами. Подпись к этому фото (сделанному во время свадьбы сестры Владимира Кирилловича) повторяет ту же клевету: якобы «Владимир Кириллович Романов служил обергруппенфюрером СС».
Далее, автор утверждает, что Великий князь будто бы «был близок к Адольфу Гитлеру и во время войны находился в его штабе, готовя себя к марионеточному правлению после покорения СССР».На самом деле после оккупации Франции гитлеровскими войсками в 1940 году Владимир Кириллович жил в своём доме в Бретани (в г. Сен-Бриак), фактически под домашним арестом. Этот период его жизни хорошо известен. В эти годы он, по мере сил, оказывал помощь советским пленным, находившимся в концентрационных лагерях в г. Сен-Мало и на о. Джерси. Только в 1944 году, перед высадкой англо-американских войск, он был принуждён немецкой администрацией выехать в Германию, и до весны 1945 года жил в замке сестры Великой княгини Марии Кирилловны принцессы Лейнингенской на западе страны. В мае 1945 года из французской зоны оккупации через Швейцарию он выехал к родной тёте Инфанте Беатрисе в Испанию. Никаких контактов со «штабом Гитлера», естественно, Владимир Кириллович не имел, и там никогда не бывал. Еще в 1938 году он открыто опроверг лживо приписываемые ему «контакты с властями Рейха» и заявил, что никогда ни при каких обстоятельствах не согласится на роль марионеточного «правителя» (см. Черкасов П. Под колпаком «Сюрте» // Родина, 2005, № 7). В Интернете имеется видеозапись соответствующего выступления Великого князя 1938 года.
Единственное публичное обращение Владимира Кирилловича во время Великой Отечественной войны от 26 июня 1941 года не содержит ничего, кроме констатации факта начала войны («грозного часа») и призыва использовать этот момент для освобождения Родины от богоборческого большевизма. К такой борьбе Великий князь призывал всегда, в том числе тогда, когда И.В. Сталин провозглашал официальный тост за А. Гитлера, части Вермахта и Красной Армии проводили совместный парад в Бресте, а В.М. Молотов через германского посла передавал А. Гитлеру поздравления со взятием Парижа. Обращение от 26 июня 1941 года критикуется некоторыми авторами как неуместное и несвоевременное, и эти критики, разумеется, имеют полное право на своё мнение. Однако, в любом случае, в обращении нет ни слова о поддержке завоевателей своего Отечества. Кстати, руководство Третьего Рейха прекрасно поняло смысл обращения главы Российского императорского дома и официальной директивой запретило распространение этого акта под угрозой интернирования Великого князя Владимира Кирилловича (Documents on German Foreign Policy.1918-1945. From the Archives of the German Foreign Office. Series D:1937-1945. Vol. XIII. P. 92-93).
На протяжении всего послевоенного периода никто не выдвигал против Великого князя Владимира Кирилловича обвинения в коллаборационизме, то есть в государственном преступлении - осознанном, добровольном и умышленном сотрудничестве с врагом в его интересах и в ущерб своему государству и его союзникам. Даже коммунистические пропагандисты в СССР, неизменно характеризовавшие как покойных, так и здравствующих Романовых в крайне негативном духе, никогда не опускались до клеветы, подобной той, что размещена на руководимом Вами информационном ресурсе.
Упоминаемый в статье Корпус Императорских Армии и Флота, - это организация ветеранов дореволюционных Вооруженных Сил, созданная в эмиграции в 1924 году, которая с началом войны, уже в 1939 году, приостановила свою деятельность (возобновив её только в 1950-е гг.). Корпус не имел отношения к деятельности тех немногочисленных эмигрантских военизированных групп, которые участвовали в войне на стороне гитлеровской Германии. Отдельные его члены имели прогерманские взгляды и надеялись на то, что Германия может стать союзницей русских антибольшевистских сил, но было не меньше и тех корпусников, кто глубже понял преступную, антихристианскую и бесчеловечную суть нацизма и принимал участие в движении Сопротивления.
И уж конечно не могло идти речи о том, чтобы Главе Российского императорского дома подчинялись не только «дивизии СС» или даже только «монархисты в этих дивизиях», а вообще какие бы то ни было организации, хотя бы и сугубо гражданские. Великий князь даже вынужден был в тот момент упразднить Управления по делам главы Российского императорского дома, то есть свою собственную Канцелярию, и прекратить полномочия своих личных представителей и уполномоченных в разных странах.
Независимо от того, каких взглядов на Российский императорский дом придерживаетесь Вы лично и коллектив возглавляемой Вами газеты, журналистская этика требует тщательной проверки публикуемой информации, тем более в тех случаях, когда эта информация содержит обвинения в преступной деятельности, - участии в преступных организациях и сообществах. Опубликованная Вами клевета способна причинить ущерб в общественном сознании чести, достоинству и доброму имени как покойного Великого князя Владимира Кирилловича, так и здравствующих членов Российского императорского дома, посеять у части соотечественников ложные сомнения, создать временные помехи в осуществлении некоторых социокультурных проектов.
Клеветнические измышления оскорбляют честь и достоинство многих выдающихся сынов и дочерей России, и офицеров, и священнослужителей, и гражданских лиц, заслуженно отмеченных историческими наградами Российского императорского дома.
Династические ордена, сохранённые в эмиграции, являются почетными ассоциациями с благотворительной и патриотической направленностью деятельности и по нормам международного права остаются историческим достоянием Российского императорского дома, как и ордена других ранее царствовавших династий. Императорские и Царские ордена признаются в этом качестве и другими царственными династиями (в том числе правящими), Русской Православной Церковью и другими Поместными Православными Церквами, Римско-Католической и Армяно-Григорианской Церквами, духовными лидерами нехристианских традиционных конфессий России и других стран, авторитетными международными научными сообществами. Подробнее здесь.
Правда всё равно всегда побеждает ложь и клевету. О Государе Владимире Кирилловиче лучше всего сказал Святейший Патриарх Алексий II в своем надгробном слове во время его отпевания в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга 29 апреля 1992 года: «Вся жизнь Владимира Кирилловича прошла за пределами России, попеременно в Германии, Швейцарии, Испании и Франции. Но он сознавал себя в них скитальцем, ибо его помыслы и чувства были устремлены к стране, которую он считал своим Отечеством. Он никогда не имел ни гражданства ни подданства какого бы то ни было государства. Единственным оправданием своего существования он считал возможность по мере сил послужить Родине. Он полагал это священным долгом и на протяжении всего, далеко не легкого, жизненного пути совершал свою миссию как мог, как понимал» (Алексий II, патриарх Московский и всея Руси. Слово перед отпеванием великого князя Владимира Кирилловича (29 апреля 1992 года, Исаакиевский собор, Санкт-Петербург) // Журнал Московской патриархии; ).
Российский императорский дом никоим образом не отрицает права других лиц высказывать о нем критические замечания, не уклоняется от признания своих грехов и ошибок, когда они действительно имели место, готов к честной дискуссии по тем вопросам, которые вызывают различные толкования и противоположные точки зрения. Но ни один порядочный человек, уважающий себя и других, каких бы воззрений и общественно-политических убеждений он ни придерживался, никогда не может признать допустимыми и дозволенными методы, использованные авторами клеветнической статьи о Великом князе Владимире Кирилловиче в «Новых Известиях».
А.Н. Закатов, канд.ист.наук, директор Канцелярии Главы Российского императорского дома
С. В. Думин, канд.ист.наук, герольдмейстер – управляющий Герольдией при Канцелярии Главы Российского императорского дома, вице-предводитель Российского дворянского собрания,генеральный секретарь Международной генеалогической академии
Г.Ю. Лукьянов, адвокат, поверенный в делах Российского императорского дома, начальник Правового управления Канцелярии Главы Российского императорского дома
От редакции
"НИ" извиняется за возможную фактическую ошибку в статье своего нештатного автора. Однако речь в публикации шла не только о воинском звании Великого князя Владимира Кирилловича.
Наш автор поставил вопросы, на которые Российский императорский дом не даёт никаких ответов:
С какой целью эта организация принимает в дворянство российский генералитет и высшее чиновничество?
Насколько безобидны для современного конституционного устройства России элементы сословного общества, ликвидированного ровно сто лет назад?
Россия готовится возродить монархию? Если да, то зачем? И почему втайне?
Требуют пояснений и критерии, по которым монархисты одаривает чиновников и генералов орденами и титулами. Среди "новых дворян" немало тех, кто кланяется не только великим князьям, но в равной степени и Ленину, Сталину, Дзержинскому... Что само по себе вызывает вопросы об идейной разборчивости "дарителей".
Кстати, сам автор первого материала в "НИ" категорически не согласен с тем, что допустил фактическую ошибку, написав об отношениях Великого князя с гитлеровским режимом. Андрей Тимесков ссылается на коллективное письмо русских дворян президенту Путину, отправленное в июлей 2015 года.
Документ, подписанный Никитой Лобановым-Ростовским, Александром Трубецким, Петром Шереметевым и Сергеем Капнистом, оказался в распоряжении «Ленты.ру». Копия письма отправлена спикеру Госдумы Сергею Нарышкину.
В письме, в частности, говорится, что «Владимир Кириллович Романов, отец Марии Владимировны, открыто поддерживал нацистов, был близок к Адольфу Гитлеру и во время войны находился в его штабе, готовя себя к марионеточному правлению после покорения СССР. Он публично призвал русскую эмиграцию и дворян в изгнании присоединиться к армии Третьего рейха и выступить против советских войск во имя последующего восстановления монархии. Он же публично поддерживал призыв финского генерала Маннергейма воевать на стороне нацистской Германии».
В обращении подчеркивается, что Мария называет себя главой Дома Романовых, но на деле таковой не является. «Она принимает не заслуженные ею почести, покупает расположение высокопоставленных лиц, жалуя им фальшивые дворянские титулы и царские ордена, в то время как никаких прав престолонаследия, равно как и права называть себя главой Дома Романовых, у Марии Владимировны нет», — пишут авторы послания. Единственным легитимным главой Дома, как отмечают представители дворянства, является Дмитрий Романович Романов, который не претендует на восстановление империи.