«Сегодня запрещён спам, который связан с обзвоном. Поэтому нашли сразу несколько обходных путей. Например, такой, когда раздаётся звонок, потом он сбрасывается, вы перезваниваете, вам зачитывается некое рекламное сообщение. Такой вид спама формально не нарушает закон, потому что вы сами совершили звонок и доказать, что это было ошибочно, и вы перезванивали достаточно сложно. Второй момент, который они решают – это затраты на звонки. То есть, когда кто-то звонит и сбрасывает звонок, его тарификация, как правило, не происходит – человек не успевает поднять трубку. А когда вы звоните, вы платите за этот звонок. Тут есть прямая экономия», - рассказал Муртазин в беседе с НСН.
Эксперт подчеркнул, что такой вид спама сейчас получает распространение, но приоритетным всё равно остаётся прежний обзвон.
«Проблема заключается в том, что сегодня операторы закрывают на это глаза. Например, я столкнулся со спамом. И, как законопослушный гражданин, несколько раз сообщал в абонентскую службу своего оператора, что с конкретного номера идёт спам-рассылка.Типичный ответ оператора заключается в том, что они сообщают, что номер, с которого идёт спам, не принадлежит их компании. И обращения нужно направлять владельцу этого номера. Где его нужно искать – не понятно. Очевидно, что я эти заниматься не буду. К сожалению, подход такой, потому что нет ни штрафов, ни наказания», - добавил он.
По словам Муртазина, опыт борьбы с подобным спамом можно позаимствовать у Великобритании.
«Там совершенно "драконовские" штрафы. И более того, у операторов есть штрафные очки за прегрешения в области контента. Когда набирается определённое число жалоб от людей, они разбираются независимым комитетом. В него входят и совершенно независимые от индустрии люди. Очки выставляются по количеству жалоб. По итогам, если набирается много очков, оператора могут ограничить или вообще отозвать у него лицензию. Этого они боятся, поэтому тратят очень большие деньги, чтобы этого не происходило», - сказал он.
Аналитик заметил, что в настоящее время все принимаемые в России в области телекома законы де-факто не выполняются.
«Если вспомнить какой-то последний, громкий пример, то это закон о регулировании оборота сим-карт – когда ввели наказание. Он не то, что не работает, мне кажется, что раздавать сим-карты стали в ещё большем количестве», - резюмировал он.