Напомним, в конце июля стало известно, что в Радиевом институте имени Хлопина могла произойти утечка опасных радиоактивных отходов. Они могли просочиться из подземных трубопроводов в почву. В 2012 году институт проводил специальное исследование, подтвердившее аварийное состояние системы для сбора опасных отходов. 6 июля 2017 года институт разместил госзаказ на 48,4 млн. рублей для демонтажа поврежденной части системы сбора жидких радиоактивных отходов.
Кстати, стало известно - поскольку журналисты подняли много архивных материалов, что именно в Радиевом институте имени Хлопина были разработаны промышленные способы получения радионуклидов: радия, полония-210 и плутония-238... Не эти ли "веселые" радионуклиды и прорвались в грунтовые воды?
Проверку в Радиевом институте проводили несколько дней назад. Специалисты выборочно замеряли уровень гамма-излучения. Они обнаружили: в контрольных точках №10 и №11 уровень излучения превышен. В одном случае - в 10 раз, во втором - в 5 раз. Эти точки расположены в непосредственной близости от колодца для приема жидких радиоактивных отходов.
Вспомним недавние заверения заместителя главы Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга Ивана Серебрицкого, который заявлял, что радиационные показатели на территории Радиевого института имени Хлопина находятся в пределах нормы. Городские власти - по свидетельству Серебрицкого, провели замеры радиации в окрестностях института, которые показали отсутствия утечки. Пробы брали как из почвы, так и из воды...
Ростехнадзор тоже взял и пробы грунтовых вод.
«Оснований предполагать, что для персонала Радиевого института им. В.Г.Хлопина и проживающего в непосредственной близости населения существует угроза безопасности при условии соблюдения (институтом) установленных требований безопасности, нет», - витиевато пишет в ответе депутату М. Амосову руководитель Северо-Европейского межрегионального территориального управления Ростехнадзора Сергей Перевощиков.
- Но все замеры производились специалистами Радиевого института, - удивляется Михаил Амосов, - а анализ грунта проводился в лаборатории Радиевого института.
При этом ранее депутат Законодательного собрания Петербурга Надежда Тихонова уже просила прокуратуру города проверить, не нарушил ли персонал Радиевого института закон о радиационной безопасности. Ответа от прокуроров пока нет.
- Как можно было допустить, что в течение пяти лет подземный могильник радиоактивных отходов в черте города не был ликвидирован и до сих пор продолжает отравлять грунт ? Почему профильный комитет бездействует? - возмущается Надежда Тихонова.
Депутат Михаил Амосов полагает, что все исследования должны были проводиться независимыми экспертами, а не специалистами Радиевого института. И этому тоже можно дать разумное объяснение.
- Радиевый институт входит в состав сети аналитических лабораторий МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии, штаб-квартира находится в Вене), - говорит доктор технических наук, профессор Игорь Острецов. - Он осуществляет анализ инспекционных проб для обеспечения гарантий нераспространения ядерного оружия.
Именно поэтому директор Радиевого института Юрий Покровский так яростно отбивает все атаки в СМИ: он спасает честь мундира.
- Мне кажется, что «для чистоты эксперимента» пробы надо было бы изучать в какой-то независимой лаборатории, - уверен депутат Михаил Амосов. - Например, в том же Ростехнадзоре, где такая лаборатория должна быть. Поэтому в ближайшие дни я подготовлю новое обращение в Ростехнадзор. Попрошу организовать анализ образцов в независимой лаборатории, а также ознакомить с результатами анализа проб воды из наблюдательных скважин.
Но уровень радиации, который превышен на территории Радиевого института в 10 раз (по заключениям Радиевого института), заставляет задуматься вот о чём: сотрудники лабораторий института, по всей видимости, гораздо чаще заглядывают в счетчики Гейгера, нежели в собственные мобильные телефоны. Неужели все эти счетчики молчат? Или они просто выключены?
Напоминаем читателю: вблизи проблемной площадки Радиевого института находятся 2 школы, 6 детских садов и большой жилой район.