Posted 3 августа 2017, 11:55

Published 3 августа 2017, 11:55

Modified 7 марта, 17:12

Updated 7 марта, 17:12

Орловская льготница Клавдия Ставцева отстаивает право на жизнь в суде

3 августа 2017, 11:55
Дело тридцатисемилетней орловчанки Клавдии Ставцевой, во время июльской прямой линии пожаловавшейся президенту на отсутствие льготных лекарств, в самом разгаре. Идут суды.

Дело рассматривает федеральный судья Советского района Татьяна Горбачева. На стороне инвалида первой группы — прокуратура, поддержавшая её иск о защите своих прав. На подходе еще несколько десятков судебных исков от граждан, которым также несвоевременно и не в полном объеме выдавались необходимые препараты. Все они инициированы прокуратурой – единственным на сегодняшний день органом, который стремится разобраться с лекарственным обеспечением в регионе и привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в создании коллапса.

Проблема Клавдии Ставцевой формально решена. После прямой линии ей чуть ли не молниеносно выдали жизненно необходимые лекарства на три месяца вперед.

- До этого я шесть месяцев я не могла получить цинакальцет, парикальцитол, мирцеру, - рассказывает она. – Лекарства очень дорогие, несколько тысяч рублей за пачку, но без них я не жилец. Пока позволяли накопления, оплачивала препараты сама, но много ли ты можешь купить с пенсии инвалида? Полгода совсем не принимала некоторые препараты — мой лечащий врач сказал, что это минус шесть месяцев моей жизни… Неоднократно обращалась за помощью к губернатору Потомскому, к Лялюхину в департамент здравоохрнения. В ответ всегда одно и тоже: согласно федеральному закону № 422 льготнику начисляется 807 рублей 22 копейки, и они не могут полностью нас обеспечить лекарственными препаратами на эту сумму. Пришлось звонить президенту.

Президент ответил то, что слышала вся страна: «Федерация в полном объеме обеспечивает финансирование для приобретения этих лекарств. Могут быть сбои, связанные исключительно с несвоевременным проведением тендеров и несвоевременными закупками этих препаратов. А денег им всем должно на это хватать».

Услышал ответ президента и орловский губернатор. В тот же день он позвонил Ставцевой. Теперь настал ее черед удивляться: он поблагодарил женщину за вопрос президенту. Следом позвонил замначальника департамента здравоохранения Михаил Юдин. Он пояснил, что президент неправильно понял, будто льготникам выделяют только 807 рублей 22 копейки – «больше, гораздо больше, чтобы нуждающиеся ни в чем не нуждались.» А на следующий день был звонок от начальника регионального управления по лекарственному обеспечению: «Владимир Владимирович, конечно, высокопоставленный человек — президент страны, но понял он все неверно. Проблема — в финансировании, а не в проведении торгов или закупках». Короче, областное начальство перетёрло между собой, кто прав, кто не прав, и на Клавдию как из рога изобилия посыпались таблетки.

— Мы были этому несказанно рады, - говорит лечащий врач Ставцевой Максим Сысоев. Клавдия десять лет борется с тяжелым недугом – у нее уремия почек V стадии . Ей пожизненно показаны гемодиализ, строгая диета и прием дорогостоящих медикаментов. Всего необходимо принимать четыре вида лекарств, каждое из которых в необходимой для нее дозе стоит порядка 15 тысяч рублей. Это на месяц. Препараты хотя и не могут в полной мере обеспечить прежнюю работу почек, но без них жизнь человека сокращается раза в два. Уж кто-кто, а департамент здравоохранения это должен понимать.

После окрика президента департамент это понял, но как только раскаты стихли, для льготников все пошло по-старому.

- Я предполагала, что все останется по-прежнему, даже если я дозвонюсь до Путина, - рассказывает Клавдия. – Такое уже бывало: напишу в Минздрав, в Генпрокуратуру – в Орле сразу находится нужное лекарство, мне его бросят, как косточку, – на и помалкивай. А той косточки хватает от силы на полмесяца. Проблему надо решать кардинально, вот поэтому я и подала в суд на департамент здравоохранения. Прокуратура меня поддержала.

Пока дело движется с переменным успехом. Департамент не признает своей неправоты: ссылается на бюджетное недофинансирование, предлагают Ставцевой заменить дорогостоящее лечение на более дешевое и ставят перед экспертами вопросы - «можно ли прожить с таким заболеванием без приема лекарств?». На последнем заседнии договорились до того, что Клавдия, жалующая на ухудшение здоровья из-за отсутствия лекарств, сама в этом виновата – возможно, не соблюдала предписанную ей строгую диету. По просьбе депздрава суд назначил экспертизу, которая будет проверять, от чего Ставцевой стало хуже.

Поддержать Клавдию пришли мать и дочь Леденёвы. Они в трауре – накануне умер глава семьи, имевший такое же заболевание, как и у Ставцевой, и по вине чиновников четыре месяца не получавший жизненно необходимые лекарства – те же самые, из-за которых Клавдия судится с департаментом. Леденевых в качестве свидетелей слушать не стали. Вдова сокрушалась в коридоре перед журналистами: « «Были бы у него лекарства – «Мимпара» и «Цинакалцет», таблеточку выпил - и полегчало бы. Мы с ним 7 лет бились за жизнь, все шло в положительную сторону. Но лекарств нет. Мы собираемся сражаться дальше… Они же фактически приговорили человека, оставили без помощи. И Клавдии - этой девочке молодой - ей надо бы отдыхать и принимать лекарства, которые ей положены по закону, а она бьется здесь по судам. С кем мы боремся? Такое впечатление, что мы бьемся об стену. В департаменте нам говорят, что лекарств нет, но их можно заменить. Чем? Молитвами?»

— Департамент занимает странную позицию, — возмущается адвокат Ставцевой Юлия Миназова. — Настаивает на обязательствах только в размере пресловутых 807 рублей 20 копеек в месяц, однако игнорирует ряд других законов, положений и постановлений. На законодательном уровне закреплено, что департамент может привлекать для решения данной проблемы и собственные денежные средства, то есть средства регионального бюджета, а также сторонние денежные средства: гуманитарную помощь, некоммерческие фонды — все, что может спасти жизни больных людей. Необходимо четко понимать: законодатель обязал департамент обеспечивать льготников. Но наша история, как и множество других на Орловщине, показывает, что со своей работой в этой части департамент не справляется.

Такого же мнения придерживается и прокуратура. Заместитель прокурора Орловской области Долгих отменил постановление следственного комитета об отказе в возбуждении уголовного дела по факту несвоевременного выделения жизненно важных лекарственных препаратов инвалидам как незаконное. «Новым Известиям» пояснили, что данное постановление было вынесено без выяснения всех юридически значимых обстоятельств. Кроме того, при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела не была дана оценка бездействию должностных лиц департамента здравоохранения Орловской области. Материалы по всем фактам отказов в выдаче лекарств вновь направлены в следственные органы для проведения проверки.

Еще одно немаловажное обстоятельство: по сигналам граждан, цена на одни и те же лекарства, продающиеся в аптеках просто в розницу и закупаемые областью для льготников, существенно различается. Порой — вдвое. Те, что дороже, поставляются в аптеки через госзакупки. Не дозвонись Клавдия Ставцева на прямую линию к президенту, правоохранители, возможно, еще не скоро узнали бы об этом мухлеже, а так хоть надежда есть, что наведут порядок.

В Орловской области в льготных препаратах нуждаются около 60 тысяч человек. Годовое финансирование из федерального бюджета - 146 млн. рублей, потребность - 170 млн.

Подпишитесь