Posted 1 августа 2017, 12:37
Published 1 августа 2017, 12:37
Modified 7 марта, 17:14
Updated 7 марта, 17:14
Вот что написал в ФБ сам учитель:
«Сегодня я узнал, что с 1 сентября не буду работать в Сергиево-Посадской гимназии Ольбинского. Причина - мое участие в общественной жизни Сергиева Посада с не устраивающей местные власти позицией. Вот так просто - одним распоряжением - чиновники зачеркивают период моей жизни, который длился 21 год.
В 1996 году я переступил порог этой новой, живой, настоящей школы и с тех пор не покидал ее: сначала в качестве ученика, а потом и в качестве учителя. Благодаря гимназии я стал тем, кто я есть, и, учась в Москве или же работая в Петербурге, каждую неделю возвращался в гимназию Ольбинского - вести уроки. Занятия по мировой художественной культуре, театральная студия, в которой поставлено более 20 спектаклей, руководство курсовыми работами, гимназические конференции и праздники и, главное, больше полутысячи детей, с которыми мы проживали общую жизнь - все это сегодня заканчивается. И ни титул «Учителя года России», полученный мною для моей школы и моего города, ни многочисленные педагогические статьи и выступления с мастер-классами по всей стране уже ничего ни для кого не значат и не спасают от запрета на профессию.
Не ожидал, что вот так придется подводить итоги. Но чувствую я сейчас, в первую очередь, благодарность: моим учителям, которые передали мне те ценности и смыслы, с которыми я живу по сей день и собираюсь жить дальше; моим ученикам, которые давали мне возможность быть рядом и учиться у них; этому пространству - Сергиево-Посадской гимназии Ольбинского, где все эти годы мне было хорошо - было чем дышать и было что любить. Мне сложно представить, что в сентябре я не услышу звонка и не увижу выжидающих глаз, готовых вместе пуститься в новое путешествие, как когда-то - в этом же самом месте - пустился в него я. Но нужно быть собой и быть честным, как бы больно от этого ни было, - это мой, как оказалось, последний выученный в гимназии урок».
Региональное информационное агентство «Свежий ветер» уверено, что Демахину устроили настоящую травлю именно за то, что он решил пойти в депутаты не от «Единой России», а от оппозиционной партии. Журналисты даже обратились к Путину с таким воозванием:
«Уважаемый Владимир Владимирович, в каких-то 50 км от Москвы находится славный город Сергиев Посад, центр православия и культуры в Подмосковье. В нём живёт замечательный человек, преподаватель Александр Демахин, «Учитель года в России – 2012», которого Вы лично награждали и в отношении которого сейчас происходят самые настоящие хамские выходки, которого просто бандитскими методами травят местные власти в нашем городе. Зная Вас, как человека справедливого и жёсткого по отношению к подобным вещам, просим немедленно отреагировать, ведь подобные действия властей города и района наносят ущерб не только репутации Александра Демахина, но и Вам лично, что может негативно сказаться на выборах Президента России в 2018 году в нашем районе...»
Корреспондент "НИ" Веста Боровикова (педагог, Лауреат премии губернатора МО «Наше Подмосковье 2016») знакома с Александром Демахиным и вот что она написала по поводу случившегося:
С Александром Димахиным мы познакомились на семинаре для участников конкурса «Учитель года», проводимом «Учительской газетой», в середине июня. Он провел блестящий мастер-класс для учителей. Александр был абсолютным победителем этого конкурса прошлых лет, и президент России лично вручал ему хрустального пеликана, приз этого конкурса. Несмотря на то, что Александр очень загружен в БДТ, он находил время и силы и 21 год преподавал мировую художественную культуру в родном Сергиевом Посаде, в гимназии имени И. Б. Ольбининского. Поставил там с детьми 20 спектаклей. Александр - учитель от Бога, после его мастер-класса хотелось немедленно пойти и совершить ряд великих педагогических открытий. Он – человек-звезда, харизматичный, яркий, одаренный. При этом абсолютно не авторитарный, то есть он учитель-ученик, человек играющий. Такой тип педагога - подарок ученикам. За ним шли, он пользовался огромным авторитетом.
И вот вчера вечером Александр написал в Фейсбуке о том, что из гимназии был уволен за свою гражданскую, общественную позицию. В чем она выражается, лучше всего даст понять приведенное в этом материале интервью, которое я взяла у Александра на июньском семинаре и все никак не успевала опубликовать. Лето, каникулы. И вдруг нашелся инфоповод. Печальный, но очень характерный для нашего сегодняшнего дня. После того, как дети вышли на митинги, стало очевидно, что снятие школой с себя обязательств по воспитанию принесло свои плоды. Детьми занялись другие гражданские институты. В этих обстоятельствах, когда детей соблазняют группы смерти, когда несколько поколений детей выросло без школьного воспитания, школам нужно держаться за харизматичного учителя, как за соломинку.Надо дать возможность детям почувствовать радость совместного творчества, но образовательным управленцам куда удобнее набрать штат послушных ручных педагогов и с их помощью дрессировать детей показным патриотизмом и ответами на пресловутый ЕГЭ. Это привычнее и приятнее, чем руководить яркими людьми, которые вызывают любовь детей и зависть коллег. Таких, как Александр, перекупают частные школы.Чтобы удержать кошельки богатых родителей. Но там учителя - это лишь слуги богатых детей, их выгоняют по первой просьбе недовольного ребенка, потому что ребенок платит. Поэтому у Александра и таких, как он, выхода два. Самому организовывать частные школы под свою теоретическую платформу. Или уходить из профессии. Второе проще. Потому что чиновники давят все, что не приносит выгоды лично им.
В течение трех лет – с 2014 по 2016-й я пыталась с детьми Пушкинского района (он рядом с Сергиево-посадским) делать на волонтерских началах литературную «Деtскую газету» для детей-литераторов. Мы сделали несколько поэтических концертов, выступали на даче Маяковского, Москве, в библиотеках, в музеях Подмосковья. В самом же Пушкино чиновники гнобили нас, как могли, даже подписали документ, по которому каждый макет номера газеты мы должны были носить к ним на подпись. Нам помогала только русская церковь и общественные организации. От всех департаментов и министерств я получила отказы. Так кто виноват в том, что дети вышли на митинги?
В нашем государстве до сих пор нет государственной литературной детской газеты. Дети пишут свои стихи в телефоны и, по большому счету, их литературное творчество нужно только им самим. Иногда- их родителям. Мне с идеей создания и поддержки такого издания, которое стыдно не иметь стране с такими культурными традициями, отказали Минкульт РФ, Минобрнауки РФ, департамент семейной и молодежной политики правительства Москвы, многие другие организации, отвечающие за куль туру и детей. В конце концов, издав несколько последних номеров за свой счет, я опустила руки.
И вот теперь, после митингов, управленцы решили взяться за детей. И первым делом стали увольнять всех, кто шагает не в ногу. Им так удобнее, чем оглянуться по сторонам и взять себе в пример какой-то иной способ ответа.
Рядом - Финляндия, чья система образования признана лучшей в мире. Где нет частных школ, есть только государственные, чтобы у детей были равные шансы. Где идути не от программы, одной на всех, а от творческого потенциала ребенка. Где учат не предмету, а умению жить в этом мире. И где учитель - это престижная профессия, в которую идут яркие, талантливые люди. Потому что дети – не завтра народ. А уже сегодня - люди.
А вот - интервью с Александром Демахиным
-Александр, когда я пришла в государственную подмосковную школу после четырех лет работы в частных образовательных учреждениях, я столкнулась с тем, что мне ясно дали понять, что от меня ждут не творческого поиска совместно с детьми, а четкого исполнения чужой программы и отличных оценок в журнале.
- Слушайте, я в такой ситуации не был. Меня пригласили в гимназию Ольбинского и сказали: «Рассказывай о том, что тебе интересно, и думай, чему ты хочешь научить через свой предмет».
И в этом смысле я всегда чувствовал себя относительно свободным. Я бы не стал работать, если бы от меня требовали только выдавать программу и ставить хорошие оценки. Я просто не вижу в этом смысла. Мне кажется, есть много прекрасных занятий в этом мире, и если ты попал в такую машинку, то лучше этим не заниматься. У меня моя любимая книжка: «Игра в бисер» Гессе, когда герой, будучи магистром этой игры, находясь на вершине этой системы, уходит быть домашним учителем одного конкретного ученика. Он видит больше смысла в этом. Если бы в этой профессии можно было бы работаь только по принципу: «Ни шагу влево, ни шагу вправо», я бы ей не занимался.
- Вам нравится финский опыт?
- Да, мне интересно, что во главу угла они поставили то, чтобы то, чему они учат ребенка, было связано с его реальной жизнью. Я тоже стараюсь этому следовать. У меня дети выходят в город, изучают архитектуру, жизнь города, потом рассказывают впечатления от того, что увидели. Мне нравится, что финны учат детей что-то делать руками, прививают связь со старшим поколением, с природой. Мне нравится то, что у них там не рутина, а живой процесс.
- Как вы относитесь к тому, чтобы семья стала полноправным участником образовательного процесса? У меня, например, дети писали эссе дома со всей своей семьей, это было такое семейное социологическое, филологическое творчество. Как вам такая идея?
- Вы знаете, у нас вообще очень большой недостаток в том, что мы исключаем из образовательного процесса семью. Одна из подмосковных учительниц в своем выступлении высказалась так: «сначала мы заразили этой идеей учителей, пот ом детей, а потом дошли до самого низа - родителей». И все про ее мышление стало мне ясно. Родители, которых изгоняют из образовательного процесса, начинают открывать какие-то свои частные школы, детские сады, и мне кажется, что это так здорово! А наш департамент образования, который говорят о частных школах: «Пусть скажут спасибо, что на них в прокуратуру не подают».
А ведь задача управленцев совсем другая- уметь соединить всех, чтобы люди общались и друг друга поддерживали. Мне нравится, что у родителей появляется интерес к частному образованию.
- Вы знаете, родителей же даже в школу не пускают, просто, без записи, прийти, посмотреть, как там уроки проходят, как дети живут.
- Если говорить пафосно о гражданском обществе, то оно и состоит из инициативы людей. Родители даже целые конференции проводят. А глупость властей заключается в том, что они не хотят всего этого видеть.
- С удивлением заметила тенденцию нового времени. Родители давят на школьных начальников, и те завышают оценки, только бы родители не настучали в министерство и начальтников не убрали. В итоге истинные знания детей неизвестны.
- Это опять отношения не соратников, а лазутчиков. У нас вообще вопрос доверия- это базовый. Отслеживают ваши контакты. Или сгоняют людей в шесть утра с проверками.
-Базовый вопрос России - это отношение людей друг к другу.Мы просто плохо относимся к ближнему.
- В этом смысле школа- это зеркало общества. Это яркий маркер общественных проблем. С одной стороны, хотят менять что-то в образовании. Но для меня большой вопрос, хотят ли они на самом деле, чтобы в образованиибыли какие-то другие люди? Вот в том-то и вопрос.
Между тем
Увольнение преподавателя мировой художественной культуры (МХК) и обладателя звания «Учитель года-2012» Александра Демахина из гимназии им. Ольбинского в Сергиевом Посаде не связано с его деятельностью в качестве кандидата на выборах муниципальных депутатов. Об этом РБК заявила начальник управления образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Ольга Дударева.«С 1 сентября 2016 года по 31 мая 2017 года Александр был принят работать в гимназии по совместительству. После окончания договора он был уволен. В настоящее время заявлений от него на прием на работу в Сергиево-Посадскую гимназию имени И.Б. Ольбинского не поступало», — сказала Дударева. По ее словам, если Александр Демахин примет решение работать в гимназии, «то он будет принят на работу и ему не будет отказано в должности учителя МХК».
В искренность и правдивость такого заявления верится с трудом.