Кто останется в Кремле после президентских выборов мы знаем, а кто въедет в Белый Дом?
Один из основных вопросов, который придётся решить Президенту Владимиру Путину и возглавляемой им российской политической элитой в ходе избирательной кампании по президентским выборам 18 марта 2018 года, - вопрос о будущем премьер-министре. Существует множество причин, по которым эта должность при новом-старом президенте России, останется не за нынешним главой правительства, который начал стремительно терять доверие у россиян после обнародования результатов расследования Фонда борьбы с коррупцией. Поэтому вопрос о том, кто будет “премьером-2018” решается в коридорах власти уже сегодня.
По нашим сведениям из источников в Администрации Президента, глава государства и кандидат на президентских выборах-2018 “номер один” рассматривает сегодня несколько претендентов на вакансию в Белом Доме, руководствуясь не столько их достоинствами, сколько минимизацией их недостатков. Именно поэтому традиционные для российской политической элиты “кандидаты в премьеры” в лице Алексея Кудрина, Германа Грефа, Сергея Собянина, Вячеслава Володина, Дмитрия Рогозина, Сергея Глазьев, Сергея Шойгу и иных крайне публичных лиц из списка исключены.
Во-первых, каждый из них ассоциируется с вполне определенным политико-экономическим курсом как внутри страны, так и за рубежом, а Владимир Путин не любит, когда “тренд развития” задает не он, а кто-то другой, пусть даже и подчиняющийся ему напрямую премьер. Во-вторых, каждый из выше перечисленных либо вплотную приближается, либо уже успешно пересек возрастную отметку в 60 лет. Между тем, глава государства своими последними назначениями как в губернаторском корпусе, так и в Администрации Президента и Правительстве, дал четкий посыл на омоложение элит. С этой точки зрения, возраст “премьера-2018” не должен превышать максимум 55 лет, и эту границу выдерживают лишь два из выше перечисленных кандидатов: Дмитрий Рогозин и Вячеслав Володин (им обоим будет по 54 года). Однако, оба эти господина на момент принятия решения о кандидатуре нового премьер-министра заняты решением глобальных ранее поставленных задач. Спикеру нижней палаты парламента Володину до 2021 года отдана на попечение Государственная Дума, а Рогозин должен исправить ситуацию на космодроме Восточный, направив все усилия на борьбу с хищениями и недоделками.
Российская программа запуска тяжелых ракет- носителей для вывода грузов и космонавтов в космос фактически провалилась, а о широко разрекламированном Рогозиным полёте на Луну пока скромно умолчим. Кроме того, оба соискателя относятся к политическому клану “ястребов” и ультра-патриотов, а премьер-министр при Президенте Путине по определению не может выглядеть большим “мачо” (патриотом, государственником, и т.д.), нежели сам глава государства. Идеальный премьер для Путина должен быть “на полтона” мягче и либеральнее, чем сам Президент.
Итак, параметры известны: в меру известен, но без яркого политико-экономического окраса, не старше 55-ти лет, “мягче” и “либеральнее” Путина, но не “прожжёный либерал”, лояльный по отношению к президенту и системе, но не связанный клубком обязательств с кем-либо из российских “сильных мира сего”, кроме самого Владимира Путина. Такой кандидат есть и он вполне подходит под определение “технократического, рыночного, в меру продвинутого, но лояльного режиму в целом и ВВП лично” премьера с опытом руководящей работы.
Его зовут - Владимир Груздев, бывший губернатор Тульской области, бывший депутат Московской городской и Государственной Дум, бывший совладелец одной из крупнейших российских торговых сетей “Седьмой континент” (продал свою долю в бизнесе в 2007 году своему партнеру Александру Занодворнову, но до сих пор входит в российский список Форбс на 135 позиции с оценочным капиталом в 750 миллионов долларов США), бывший разведчик как по профессии (работал в СВР в 1991-1993 годах), так и по первому образованию, окончил Военный Краснознаменный Институт “переводчиков” в Лефортово, в котором традиционно готовят кадры для ГРУ и СВР.
2 февраля 2016 года Владимир Путин в Кремле лично, будучи в эфире всех трех российских федеральных телеканалов, принимал заявление Владимира Груздев об отставке с должности губернатора Тульской области “по семейным обстоятельствам”. Не каждого российского губернатора в России “отставляют” путем трансляции 7-минутного и доброжелательного по отношению к покидающему должность чиновнику сюжета в прайм-тайм основных новостных телепрограмм. Наблюдатели объяснили этот феномен тем, что в сюжете также был представлен и “и.о. губернатора Тульской области” Алексей Дюмин. Последний, став теперь уже полноценным губернатором, фигура для российского истеблишмента феноменальная - бывший личный телохранитель Владимира Путина в период службы в ФСО, бывший на момент назначения зам. министра обороны, Герой России, лично отвечавший перед Президентом за то, чтобы “Крымнаш” в феврале-марте 2014 года, произошёл “без сучка, без задоринки”. Дюмин стал одним из первых путинских назначенцев “новой волны” и почти сразу был заявлен многими политологами в качестве возможного преемника Владимира Путина на посту Президента России в 2024 году. О Груздеве в феврале 2016-го говорили лишь, что его политическая карьера на этом закончится, и что истинной причиной поспешной отставки являются не столько семейные обстоятельства, сколько уголовное дело, открытое в конце 2015 года в отношение одного из подчиненных Груздева по Тульской областной администрации - Максима Мищенко. Мол, дабы не нарываться на крупные неприятности, Груздев предпочёл “вовремя соскочить”.
Спустя полтора года жизненная ситуация экс-губернатора Тулы выглядит в принципиально ином свете.
Во-первых, уголовное дело в отношение Мищенко благополучно окончилось приговором в 2,5 года, причём личность Груздева ни в процессе расследования, ни в судебном процессе, ни разу упомянута не была. Конечно, нельзя исключать, что Мищенко вынудили дать на Груздева некие компрометирующие последнего показания, но их не пустили в ход. Это может быть одним из признаков того, что чиновник, в отношение которого компромат собран, но не реализован, может быть переведён в ближайший кадровый резерв Президента, бытует мнение, что такой человек становится более управляемым.
Во-вторых, Груздев, строго говоря, никуда с государственной службы и из общественной деятельности после своей отставки не уходил: он до сих пор является официальным Советником Губернатора Тульской области Алексея Дюмина (по сути, играет роль наставника в части хозяйственного управления и экономики, в чем экс-охранник и генерал, скажем так, не силён), а также является Председателем Правления Ассоциации Юристов России. Эта организация не слишком публична, хотя и родилась в 2005 году с непосредственного благословения Владимира Путина, при патронаже Владимира Степашина (представляет ФСБ и Счетную Палату), Юрия Чайки (Минюст и Генеральная Прокуратура), Владимира Яковлева (Высший Арбитражный Суд и Советник Президента по юридическим вопросам) путём объединения двух крупнейших, существовавших с советских времен общественных организаций, объединяющих юристов (адвокатов, прокуроров, следователей и т.д.).
Председателем Попечительского Совета Ассоциации является Дмитрий Медведев, а входят в него гендиректор ОАО “Сургутнефтегаз” Владимир Богданов, Председатель правления Сбербанка Герман Греф, Председатель Правления ОАО “Газпром” Алексей Миллер - настоящий цвет нации. В Президиум входит элита в части государственных чиновников и депутатов, от Чайки, Степашина и Лебедева (председатель Верховного Суда) до Павла Крашенинникова из Гос. Думы и Андрея Клишаса из Совета Федерации (два главных юриста обеих палат российского парламента).
По сути, с конца 2016 года (момента назначения на должность Председателя Правления Ассоциации Юристов) Груздев был помещён в своеобразный “инкубатор” российской верхушки, дабы обзавестись всеми нужными связями в истеблишменте в дополнение к тем, что уже имел к тому моменту. Неудивительно, что в апреле 2017 Груздев вошел в Комиссию Правительства РФ по законопроектной деятельности, что предполагает его тесное сотрудничество со всеми нынешними министрами и их замами в рамках согласования любых изменений законов и внесения новых законодательных инициатив. Можно предположить, что такое «погружение» становится следующим этапом по подготовке Владимира Груздева к скачку из “ниоткуда” (где его и позиционирует большая часть политической элиты сегодня) в прекрасное далеко - российский Белый Дом?