"В нормальных столицах при нормальных мэрах такие участки или консервируют или же накрывают стеклянным потолком и делают туристическим объектом. У нас же свой путь. Археологов торопят. Никого не волнует, что найдены уникальнейшие исторические объекты. На этом месте должен быть фонтан и точка. Проект есть, бабло выделено, пора осваивать. Друзья, я знаю, что вероятность спасения почти нулевая. Но это же, блин, наш город, наша история. Нельзя же все убивать. Это надо спасти и сохранить».- резюмирует блогер.
Клеймить и спасать у нас всегда готовы. Да и столичные власти уже так достали москвичей своим благоустройством и непрекращающимся сносом исторической застройки, что иного от них и не ждешь. Но оно случается!
- Нет-нет, ни о каком фонтане речь уже не идет, - заверил «Новые известия» генеральный директор «Столичного археологического бюро» Константин Воронин, ответивший на звонок прямо из раскопа. - Мы будем спокойно работать до конца августа. Благоустройство по программе «Моя улица» прекращено, приоритет – археологии. Находки редчайшие, власти города это понимают и идут навстречу. Помогает департамент капитального ремонта, отвозят грунт, делятся техникой.
Работы по созданию нового пешеходного пространства на Биржевой площади и в самом деле приостановлены. Здесь кипит другая работа - сотрудники Столичного археологического бюро изучают подземное пространство. Для Москвы нонсенс – впервые в истории программы «Моя улица» спор между городскими службами и археологами решился в пользу последних. Найденные артефакты стали решающим аргументом. Благоустройство остановили в середине июня, сразу после обнаружения остатков церкви Введения Богородицы на Ильинском крестце, которая была известна с ХV века, а снесена в ХVIII веке. Обнаружился также уникальный по сохранности культурный слой ХIII–ХIV веков, что для Москвы, перерытой более поздними постройками, — большая редкость.
В эти дни идет раскоп постройки 1556 года. А по сути решается судьба всех находок: законсервировать их под землей, разобрать и собрать уже на поверхности, выставив на всеобщее обозрение, либо создать специальный атриум для просмотра. Последнее означает, что нынешний проект благоустройства Биржевой площади придется кардинальным образом пересмотреть.
По проекту Биржевая должна была стать частью единой пешеходной зоны от Красной площади и Кремля к парку «Зарядье». В маршрут входили также Рыбный и Богоявленский переулки. Прогулочная зона соединяла парк «Зарядье» с закрытой для автомобилей Никольской улицей. Вишенкой на торте Биржевой площади должен был стать фонтан. Его чаша планировалась как раз на месте нынешнего раскопа и должна была уйти в грунт на метр. Однако для подачи воды в фонтан нужна насосная станция. Если действовать по проекту благоустройства, то фундамент древней церкви просто погибнет под ковшом экскаватора. Возникала идея чуть сдвинуть чашу вместе со станцией и не отказываться от благоустройства, но возникла другая проблема — подземный участок оказался в тисках кабелей и проходящих в этом месте коммуникаций. Перенести их технически очень трудно. Вот и думай: либо храм, либо фонтан.
Разработчикам пришлось признать, что они оказались не готовы к тому, что под слоями асфальта и земли отыщется такое сооружение. Хотя археологи еще в прошлом году предупреждали: артефактов в этой части города окажется немало.
— Мы плотно поработали с историческими источниками и знали о наличии фундамента храма под землей, — говорит Константин Воронин. — Всю информацию передали проектировщикам. Но… А в общем-то даже для нас сохранность культурного слоя оказалась потрясающей, ведь Москву в этой части активно перестраивали в XVIII веке.
Всего за месяц раскопок на Биржевой площади удалось обнаружить более 200 артефактов XII- XYII веков. Для Москвы это величайшая ценность. Одна из первых находок - глиняные изразцы печи травянисто-зеленого оттенка. В музеях, в основном, белые и синие плитки голландских печей, русские печи покрывались красными изразцами, глазурованными зелеными украшались печи зажиточных горожан. Такой богатый дом, похоже, и стоял на Биржевой площади 400 лет назад. По словам Воронина, найдено очень много стеклянных браслетов, кожаных изделий, иголки, топорики, приоткрывающее секреты жизненного уклада XII–XVII веков. Пока находки складируют в офисе в центре города. Монеты должны осмотреть нумизматы, керамику — специалисты гончарного дела, кожаные вещи предстоит отмочить в особом растворе. К каждой старинной вещице применяется свой подход: все зависит от ее состояния, качества, возможности сохранить древние образцы.
— Потом мы проделываем довольно скучную описательную работу, — говорит о буднях археологов Константин Воронин. — Это не видно глазу посетителя музея, но благодаря таким исследованиям горожане узнают о том, что же в столице скрыто под землей.
После всех анализов, исследований и описаний артефакты передадут в Музей Москвы.
А что все-таки будет с обнаруженными историческими объектами? Археологам, разумеется, хотелось бы, чтобы москвичи их увидели – под стеклом внизу, под колпаком на поверхности - как угодно, лишь бы воочию, но говорят об этом осторожно – «сейчас разрабатываются вопросы консервации и музеефикации». Короче, все зависит от властей. В соцсетях по этому поводу новое переживание. Археолог Игорь Кондратьев, побывав Биржевая площади, пишет: «Что это? Новая страница в археологии Москвы или старые песни о главном? Первое, что было удивительно и отрадно, - как быстро обычная строительная яма обрела все признаки классического раскопа. Ровные борта проявили стратиграфическую историю места. Горизонтальные зачистки определили ясность и логичность работы археологов. Расчищенные каменные и кирпичные кладки связали всё воедино и дали общую картину, подзабытую со времён Исторического проезда и раскопок Казанской церкви. Историческая наука, вооруженная лопатой, возвращается в Китай город. И все горожане это могут увидеть своими глазами, в отличие от малодоступных публике раскопок в парке Зарядья. Ещё раз подтверждено на практике, что большая часть каменных построек центра города, ушедших волею истории под землю, никуда не делась. Они просто ждут своего часа, либо чтобы быть раскопанными и сохраненными для поколений. Дело за малым - вовремя осуществить правильное взаимодействие проектировщиков и археологов в условиях благожелательности городских властей на уровне мэра и министров правительства».
Короче, народ настаивает: раз фонтан отменили, давайте дружить дальше.