Posted 24 июля 2017, 13:23
Published 24 июля 2017, 13:23
Modified 8 марта, 01:48
Updated 8 марта, 01:48
"Очень полезная мера", - передает с его слов "Интерфакс". Как отметил Костенников, любые предложения, касающиеся регулирования продажи алкоголя, нужно оценивать с точки зрения того, "как они повлияют на доступность алкоголя для населения и, соответственно, его потребления".
Сообщается, что ранее межрегиональная правозащитная организация "Коллективная защита" направила в Минздрав инициативу о запрете продажи "чекушек" (250 мл), "мерзавчиков" (чаще всего 125 мл) и "шкаликов" (сейчас к таковым относят бутылочки объемом 50 мл против 61,5 в старину) на кассах сетевых магазинов и розничных гипермаркетов. В организации отметили, что зачастую в мелкой таре продается алкоголь сомнительного качества по очень низкой цене.
"Доступность алкоголя и удобная маленькая тара делает ее такой заманчивой для склонных к выпивке людей. Особую обеспокоенность вызывает размещение такой продукции на кассах посреди шоколадок, конфет, жвачек и леденцов. Дети смотрят на этот товар и воспринимают водку как нечто нормальное", - пояснил глава этой организации Марат Аманлиев в беседе с RT.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко положительно оценил подобные ограничительные меры. "Любая доступность, она вовлекает в употребление. Во-первых, алкоголь на кассе - это легко: протянул руку и взял баночку; во-вторых, вроде бы дешево", - заметил он.
В свою очередь, эксперты считают, что для снижения потребления алкоголя недостаточно просто убрать его из продажи на кассах. По мнению специалистов, необходимо полностью изъять спиртное из визуального ряда в торговых сетях. Об этом заявил директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков.
Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз уверен, что расположение алкоголя в торговом зале не имеет значения, так как он не является продуктом спонтанного спроса. Дробиз считает, что спиртное в мелкой таре является профилактикой избыточного потребления алкогольных напитков.
"Человек имеет право попробовать продукт, прежде чем его купить. Если человек возьмет бутылку - он напьется, а маленькая баночка спасает от избыточной алкоголизации", - подчеркнул эксперт.
Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов в свою очередь высказал мнение, что запрет "мерзавчиков" и "шкаликов" не поможет в борьбе с алкоголизмом. Он выразил уверенность в том, что подобная продукция пользуется спросом у домохозяек в качестве добавок для кондитерских изделий.
"К тому же чем меньше тара, тем дороже продукт. Цена стеклотары, если рассчитывать на литр, будет дороже", - указал Карпов. При этом он отметил, что в кассовой зоне представлена как продукция эконом-класса, так и алкоголь элитных марок, который точно не покупают люди, злоупотребляющие спиртным, добавил он.
Напомним, что 21 июля был принят законопроект, запрещающий продажу "фунфыриков" через торговые автоматы. Принятый документ предусматривает ужесточение административной ответственности за незаконное производство и продажу алкоголя без лицензии. Кроме того, правительство получило право устанавливать ограничения условий и мест розничной продажи алкоголя с учетом специфики регионов и даже вводить полный запрет на продажу спиртного.