Олег Горюнов, "Новые Известия"
Помнится, одним из главных отпускных развлечений в Гурзуфе всегда была прогулка по Ленинградской улице.
«Ленинградка» тянется от самой набережной до почти «Медведь-горы» или «Аю-Дага» - одной из основных достопримечательностей южного берега Крыма.
Центральная часть этой улицы чем-то напоминает живописные улочки Италии. Дальше – от КПП «Скальный», «ленинградка», извиваясь, тянется вдоль территории «Артека». Справа сквозь ряды кипарисов проглядывалось море, с которого веяло свежим воздухом, слева - колоритная застройка самого поселка, утопающая в зелени.
Надо сказать, что на месте новой стены» и раньше был забор, но решетчатый – то есть, выполнял функцию и ограды, и «вентилятора». Мы публикуем фотографию, сделанную 3 июля 2017 года – на ней хорошо заметна разница между прошлым и настоящим.
Высота нового артековского забора – 2 метра 80 сантиметров (без учета высоты фундамента). Толщина – около полуметра. Кирпич с наружной части стены обшивают декоративным камнем. Протяженность новой стены - 13,5 километров!
В Гурзуфе говорят, что каждый метр новой ограды обошелся более чем в 1 млн рублей. "НИ" еще в начале июля направило официальный запрос об интервью с директором «Артека» Алексеем Каспржаком, чтобы задать ему вопросы по этой и другим актуальным темам, но согласия на встречу мы до сих пор не получили. Поэтому назвать точную стоимость "берлинской" стены пока не представляется возможным.
Дороговизна нового забора обусловлена не только его качеством и протяженностью, но и тем, что прежняя ограда возводилась, как бы, над поверхностью земли – справа от «ленинградки» почти по всей ее длине – крутой обрыв. Решетчатая ограда и пешеходная дорожка возле нее опиралась на консоли. Для нового, более массивного строения строителям потребовался более серьезный фундамент.
Строителям, во исполнение постановления Правительства РФ № 272, потребовалось для возведения трехметрового забора и уничтожение 118 деревьев. Вот видеозапись того, как это происходило.
«Руководство «Артека» уверяет, что на каждое снесенное в лагере дерево у рабочих есть порубочный билет», - заявил в интервью «НИ» Александр.
Александр, как и большинство жителей Гурзуфа, которые соглашались на интервью нашему изданию, просил не называть его фамилию – многие жители этого поселка имеют работу в «Артеке», и бояться ее потерять.
Другой гурзуфчанин, Сергей, предоставил несколько фотографий, судя по которым, в некоторых местах "берлинская" стена на несколько метров шагнула за свою территорию:
В итоге пройти по «ленинградке» вдоль «Артека» теперь не удовольствие, а испытание. На смену чистому воздуху и прохладе пришли духота и пыль. А по утрам, от въезда на стройку нового корпуса «Солнечный», по Ленинградской улице течет настоящая цементная речка. Машины с раствором, судя по всему, только обдают водой, но не моют, - вот цемент и стекает по дороге до самого КПП «Скальный». Вот фотографии, сделанные автором этой статьи 2 июля:
Источник «НИ» в самом лагере сообщает, что «Берлинская стена» вокруг «Артека» не понравилась и Владимиру Путину, который посетил этот детский лагерь 24 июня.
Но у «Артека» в этом году появилась не только новая наземная граница. Еще в прошлом году все гости и жители Гурзуфа беспрепятственно могли доплыть на лодке или катамаране до двух скал, расположенных в 250 метрах от детского лагеря – Адалар. Глубина моря здесь от 15 до 40 метров. На скалах живут бакланы. Когда-то Адалары были соединены с сушей, но море размыло известняк. В начале 20 века на одном из островов был ресторан "Венеция", в котором, по легенде, пел сам Федор Шаляпин.
На старых фотографиях, предоставленных нам сотрудником «Артека», - счастливые лица людей, отдыхающих у Адалар, и на самой территории детского лагеря:
Повторить такие снимки не удастся больше никому – у «Артека» появилась и новая морская «граница». Теперь плавать к Адаларам КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО!
Разочарование по этому поводу в этом году испытывают не только отдыхающие, но и прокатчики лодок, катамаранов, водных мотоциклов и яхт.
А памятную фотографию на фоне Адалар теперь можно сделать только с гурзуфской набережной, на которой самих скал почти и не видно.
Кстати, запрет на купание в «Артеке» коснулся в этом году и народного артиста СССР Василия Ланового, который приезжал на фестиваль «Алые паруса Артека», и, вопреки традиции, не смог зайти в море. Мы не поленились, и проверили эту информацию, Василий Семенович описал происходящее так:
«Ну, это в начале было, а сейчас все уладилось, все нормально! Спасибо за заботу».
Чем же объясняются все эти новые «границы» международного детского лагеря «Артек»? Оказывается, «безопасностью детей».
«Исходя из требований безопасности, территория «Артека» должна быть замкнутой… Мы не можем рисковать безопасностью детей и спокойствием родителей. Никаких действий, нарушающих права жителей Гурзуфа, на территории „Артека” не происходит», — заявил в одном из интервью Алексей Каспржак.
Почему вдруг народные артисты, жители Гурзуфа, из поколения в поколение обслуживавшие «Артек», и отдыхающие, стали представлять угрозу безопасности детям, - сказать трудно.
Вопрос об этом содержится в официальном запросе «НИ» об интервью с Алексеем Каспржаком, и ждет своего ответа.
Впрочем, сам Каспржак, если верить его словам, сказанным в одном из недавних интервью, о заборах отзывается, плохо:
«Я сам против заборов и хочу жить в стране, где нет никаких оград. Наша стена вписана в ландшафт и значительно скромнее, чем некоторые заборы вокруг частных территорий недалеко от лагеря».
Самая прозаичная версия происходящего – осваивание государственного бюджета. На реконструкцию «Артека» до 2020 года выделено 17 млрд рублей.