Posted 17 июля 2017, 07:37
Published 17 июля 2017, 07:37
Modified 8 марта, 01:51
Updated 8 марта, 01:51
В частности, с такой идеей выступает Олег Михалевич, создатель MarketingPeople, профессиональной социальной сети специалистов в маркетинге и рекламе: «Многие компании, как стартапы, так и просто растущие бизнесы, страдают от отсутствия ликвидности и средств на развитие. Так почему бы не рекомендовать подобным компаниям становиться акционерными, создать для них специальную биржу и «загонять», читай активно приглашать туда инвестиционные компании, частных инвесторов, ПИФ и т.п. Что будет следствием? С моей непрофессиональной точки зрения, появится новый огромный рынок ценных бумаг, увеличится объём инвестиций, компании, не имеющие прямых контактов с инвесторами, получат необходимые денежные поступления, а у простого населения, которое через небольшие брокерские компании появится возможность понятно инвестировать свои небольшие деньги. Кстати, в том самом пресловутом кинофильме «Волк с Уолл-стрит», если отбросить преступную деятельность, как раз и была подобная брокерская компания». Простому человеку, уверен Михалевич, будет приятнее и понятнее «покупать акции местного консервного завода, чем какие-то «голубые фишки», для покупки которых требуются немалые средства. Да и создание такого рынка ценных бумаг покажет иностранным инвестором на улучшение бизнес-возможностей в стране». Михалевич видит сложности воплощения идеи: «Предвижу комментарии экспертов о том, что в России нет ни необходимого законодательства, ни контролирующих органов, но ведь с чего-то нужно начинать? Почему бы не с обсуждения? А в дальнейшем подключится, думаю, уже и РСПП, и госкорпорации по малому и среднему предпринимательству, финансовые и фискальные органы и, глядишь через 5-6 лет подобная биржа уже и появится».
Идею перспективна и вполне осуществима, уверен Константин Печников, заместитель руководителя ООО «ФИНАМ-НН», представитель АО «ФИНАМ» в г. Нижний Новгород: «Уже сегодня можно найти немало интересных проектов, в которых деньги на их начало и реализацию привлекаются у широких кругов населения. Но в этих случаях речь идет не об организованной площадке для выбора инвесторами подобных проектов, а о самостоятельном поиске создателями проекта инвесторов через свой сайт в интернете.
Конечно, в таких проектах изначально речь идет о розничных инвестициях без привлечения крупных инвесторов, и войти в такой бизнес можно как раз с суммами от нескольких тысяч рублей. В этом есть и плюсы, и минусы. Плюсом можно считать доступность порога входа и большой интерес к проекту со стороны большого количества его участников. Это же позволяет привлекать в проект дополнительные средства на последующих стадиях его реализации, так как бизнес уже хорошо знаком большому количеству людей. Но явным минусом является то, что у любого бизнеса должен быть хозяин – ключевой акционер. И если у идеологов проекта, которые отвечают за его реализацию, пропадает энтузиазм развивать начатый бизнес, то большое количество акционеров остаются разочарованными. Поэтому крупные инвесторы обычно не идут в стартапы, где они не смогут влиять на ситуацию собственным большинством голосов».
В мире существуют примеры биржевых площадок, на которых можно привлечь капитал даже под небольшой частный проект, продолжает Печников, оговаривая, впрочем, что это не фондовые биржи, а организованные площадки по первичному размещению акций компаний. «Ключевая роль фондовой биржи – это все-таки вторичное обращение уже размещенных акций. И таких бирж, где торговля ведется акциями скромных по своим размерам компаний, в мире достаточно, а вот в России их практически нет. На Московской Бирже есть сектор для торговли акциями инновационных компаний, но порог входа туда достаточно высок. Поэтому именно энтузиастам из бизнеса придется организовывать площадку для инвесторов, на которой можно выбирать проекты для инвестиций. Привлечение в такие проекты не только отечественных, но и зарубежных инвесторов, будет только преимуществом», - резюмирует Печников.
А вот Илья Осипов IT-предприниматель, инвестор, автор научных статей о геймификации и виртуальном маркетинге, ныне живущий в Сан-Франциско, сомневается в реальности воплощения идеи. Тем более, что попытки воплощения в той или иной форме были неоднократно, но закончились неудачно. «Проблема в том, что на небольшие суммы инвестируют в стартапы достаточно ранних стадий. Такие стартапы, не могут показать не то что аудированную финотчетность, а зачастую и вообще прибыль или даже выручку. Поэтому важнейшим фактором становиться «вера инвестора» в то что стартап состоится. А поверит инвестор или нет, зависит зачастую от невербальных и алгоритмизируемых моментов - таких, как блеск в глазах команды», - говорит Осипов.
Кроме того, по его мнению, для просто интересных проектов есть формат Kickstarter, IndiGoGo, в России – БумСтартер. «Этот формат вполне себя оправдывает. То есть, можно сказать, что это своего рода налог для неквалифицированного инвестора. Правда, там вознаграждением работают не акции, и сам продукт. Майки, и прочие плюшки. Для вложения, условно говоря, 1000 руб. - самое то. Есть и другие, более серьезные площадки.
Например, на Angel.co есть инвестиционные синдикаты. То есть, какой либо именитый инвестор говорит: «Вот новая звезда. Я уже все изучил, посмотрел. Я верю и вкладываю например 100 тыс. Присоединяйтесь». И тут срабатывает вера в то, что раз кто-то независимый изучил и инвестирует, то, может и мне повезет. Есть формат, например, Patreon.com. Поклонники каждый месяц жертвуют чуть-чуть, чтобы кто-то делал интересные проекты Там всё - музыка, наука, арт, и интернет проекты. Особенно популярно у владельцев Ютуб-каналов», - делится Осипов.
Впрочем, инвесторам необходимо быть внимательными и не увлекаться особо футуристическими проектами – они могут оказаться намеренным обманом. Например, скандалом закончилась история с китайским автобусом на 1200 человек. Высота автобуса предполагалась в восемь метров, что давало бы возможность автомобилям проезжать под автобусом, чья более, чем трехметровая длина, в таком случае не стала бы помехой для остальных участников движения.
Реальность разбила все мечты: агрегат оказался слишком тяжёлым для китайских дорог. А проезжать под ним смогли машины не выше 2,1 метра при том, что допускается транспорт в высоту до 4.2 метра. Более того, «главный инженер» оказался недоучкой не то что без высшего, даже без среднего образования. Опытный образец отбуксирован на склад, создатели монстра разбежались, а инвесторы попрощались со своими деньгами. Всего в проект поверили 40 тысяч человек, вложив примерно четыре миллиарда юаней, это почти $600 млн.