Весной этого года Российская академия наук временно оказалась без руководства: полномочия президента и президиума РАН закончились 27 марта, а выбрать нового президента на общем собрании не удалось, - все три претендента сняли свои кандидатуры. Выборы были перенесены до утверждения нового устава, а действующий президент РАН Владимир Фортов не дожидаясь конца полномочий уступил руководство вице-президенту Валерию Козлову. 12 июля Государственная дума приняла во втором чтении законопроект о новой процедуре выборов главы Российской академии наук. В новой версии закона сохранены пункты об обязательном согласовании кандидатов в президенты РАН с правительством. Сейчас президента РАН академики выбирают самостоятельно. The Insider узнал у ученых Академии их мнение о новом законе.
Академик, физик Владимир Захаров без экивоков назвал инициативу депутатов безобразной: «Это просто полное издевательство над всей демократической процедурой выборов. И академик Алферов, нобелевский лауреат, совершенно четко заявил, что он против этой процедуры согласования. Это означает, что никакой академической свободы больше нет. Может, им просто назначать президента РАН, зачем всю эту комедию ломать?»
Академик напомнил, слова президента России о том, что выбор академиков — это их дело, и посетовал на то, что Путин «не все контролирует». Если такое произойдет, это по словам Захарова, не будет означать «конца Академии», но только временный упадок, однако, с другой стороны этот шаг депутатов вызовет подъем оппозиционных настроений. «Если правительству хочется, чтобы больше людей поддерживало Навального, они могут это сделать», - заключил Захаров.
Совершенно иной точки зрения придерживается биохимик Евгений Свердлов: «Я отношусь к этому позитивно. За всю историю Российской академии наук президент обязательно либо назначался, либо утверждался, либо рекомендовался правительством или Центральным Комитетом Коммунистической Партии. И это правильно, поскольку в отличие от американской академии, которая является общественной организацией и существует не на государственные средства, Российская академия наук и Академия наук СССР всегда существовали на средства государства».
Свердлов напомнил, что в СССР Академию Наук возглавлял человек, занимающейся той отраслью науки, которая являлась лидирующей в оборонной промышленности. Нужно запускать ракеты, - назначают выдающегося организатора Келдыша, нужно топливо для этих ракет, - химика Несмеянова...
По мнению академика, это очень справедливо — кто платит, тот заказывает музыку, а платит государство. К тому же абсолютно исключается конфликт Академии с государством, который недавно «завел Академию в чудовищный тупик и в общем-то ее развалил».
На вопрос The Insider о перспективе назначения президента, не из системы РАН, а со стороны (эта инициатива также принадлежит депутатам), член-корреспондент Академии Общественных наук психолог Виктор Слободчиков сказал:
«Раньше было понятно: коммунистические убеждения есть — подходит, нет коммунистических убеждений — значит, не подходит. Человек со стороны не мог попасть никаким образом. А сейчас это согласование только увеличит объем политической возни: кому-то подходит, кому-то не подходит, Медведеву нравится, вице-премьеру не нравится, и это будет малоприятное действо...»
По мнению ученого, если бы правительство ставило осмысленные цели перед научным сообществом, и ученые брали бы на себя ответственность по их достижению, то это была бы нормальная система взаимоотношений между властью и интеллектуалами. Такая же как во многих странах на западе и на востоке. У нынешнего правительства России никаких осмысленных целей нет, а потому можно и «дворника с улицы привести и поставить его президентом РАН - какая разница?»
«На мой взгляд, - считает Слободчиков, - это делается еще и для того, чтобы «парашютировать» некоторых высоких чиновников. Путин им по рукам дал в прошлом году, когда чиновников стали выбирать в Академию и сразу волна сошла на нет. Вот здесь может быть так: правительство будет рекомендовать своих, которых и на улицу не выгонишь, и у себя держать нельзя, они ничего не не умеют — давайте мы их в Академии президентами будем делать...»