Posted 13 июля 2017, 10:01
Published 13 июля 2017, 10:01
Modified 8 марта, 01:53
Updated 8 марта, 01:53
В способности ставить себя на место другого, чувствовать его боль и видеть мир его глазами, по мнению профессора, и кроется подвох, - пишет Quartz.
«Полагаясь на сопереживание в нашем нравственном выборе, мы предпочитаем тех, чьи страдания нам легче разделить, игнорируя тех, кто от нас далек, - говорит Блум, ссылаясь на результаты экспериментов Американского психологического общества. - У сопереживания отличная репутация, но ведь именно оно нередко вынуждает нас принимать ужасные решения. На самом деле, мы были бы гораздо более нравственными, если бы вообще обходились без него...»
Как ни противоречиво звучит это заявление, Блум убедительно доказывает его: «Мы думаем, что маленькая девочка, застрявшая в колодце, важнее, чем все изменения климата, чем десятки тысяч людей, умирающих в какой-то далекой стране. Сострадание заставляет нас обращать внимание на привлекательных, молодых, на людей одной с нами расы. Это чувство заставляет нас предпочесть одного многим. И, таким образом, нарушает наши приоритеты».
Для большинства людей сопереживание ассоциируется с добротой и бескорыстием, но Блум раскрывает другую сторону этого чувства, связанную с войной: «Сострадание к боли жертв неизбежно используется как катализатор насилия».
К примеру, фотография раненого мальчика в сирийском Алеппо, вызвала массовое сочувствие и волну благотворительных взносов. «Однако, - отмечает Блум, - та же фотография подпитывала и призывы к военному вмешательству, а это вполне могло окончится настоящей катастрофой».
Да, сострадание можно использовать для достижения положительных целей. «Гнев, зависть, чувство вины могут привести к хорошим решениям. Я не сомневаюсь, что и сострадание можно использовать во благо», — говорит Блум. - Но, было бы гораздо лучше, если бы наши действия, посвященные решению нравственных проблем, основывались на рациональных размышлениях, а не на эмоциональном порыве. Мы вполне способны слышать и воспринимать всерьез чужие доводы, не проникаясь сочувствием к боли другого. Больше того, мы предпочитаем сострадание, когда действуем сами, но не любим, когда его используют против нас. Возможно, что нам было бы лучше вообще без этого чувства...»
Фото: www.globallookpress.com