Тонкости новых законов, а также мнения тюменских авиамоделистов и владельцев дронов изучил корреспондент NashGorod.ru.
Судя по изменениям в Воздушном Кодексе, происходивших в последние два года, в России решили серьезно заняться «беспилотным вопросом». Начиная с позапрошлого июля в главный документ, регулирующий использование воздушного пространства, поправки вносились девять раз. В трети случаев изменения касались набирающих популярность легких беспилотников.
Само определение беспилотного воздушного судна в российском праве появилось в декабре 2015 года, когда Президент РФ подписал закон № 461-ФЗ. После публикации это нормативного акта авиамоделисты и любители квадрокоптеров были, мягко говоря, ошарашены — с легкой руки законодателей игрушки частично приравняли к полноценным воздушным судам. Фактически, в течение непродолжительного периода времени воздушный кодекс предписывал регистрировать китайскую авиамодель массой 300 граммов в том же порядке, что и многотонные трансатлантические лайнеры. К тому же, для легального управления такой летающей игрушкой, оператору требовалось проходить обучение, медицинскую комиссию, летную практику и получать полноценное пилотское свидетельство.
Курьезный факт — некоторые обладатели легких беспилотников то ли в шутку, то ли ради эксперимента отнеслись к новшествам со всей полнотой ответственности. В начале 2016 года в интернете появились истории о попытках присвоить номер в реестре «RA» пластмассовому Миньону с пропеллером на голове, а также другим безделушкам с крыльями, купленным на интернет-сайтах или в хобби-отделах «Детского мира».
Рассказы, тем не менее, завершались одним финалом — в агентстве воздушного транспорта заявителей «разворачивали», ссылаясь на отсутствие в правовой системе РФ регламента по оказанию соответствующей госуслуги.
Запрет умер! Да здравствует запрет!
То, что декабрьская поправка в воздушный кодекс привела к откровенному перегибу в правовой базе, в органах власти признали сравнительно быстро. Прошлым летом в силу вступил другой закон, призванный исправить ситуацию. Обладателям беспилотных воздушных судов массой до 30 килограммов разрешили как и раньше поднимать свои аппараты в воздух, не обременяя себя бюрократией.
Владельцы дронов и моделисты вздохнули было с облегчением, однако радость была сравнительно недолгой. В июне того же года нижняя палата парламента приняла уже третью поправку, касающуюся беспилотников. За операторами маленьких квадрокоптеров и самолетов все же решили сохранить право летать без медкомиссий, сертификаций и пилотского свидетельства в кармане, однако при этом обязали ставить такую технику на учет. При этом законодатели отказались от сомнительной идеи приравнивать игрушки к авиалайнерам — вести реестр легких беспилотников решили в особом порядке отдельно от машин гражданской и государственной авиации. Полностью свободными от волокиты остались лишь самые маленькие авиамодели и дроны, масса которых не превышает 250 граммов.
Поправка вступила в силу около недели назад. Теперь регистрацией легких беспилотников займется ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», однако на сайте самого госпредприятия появилось опровержение этой информации. Как пояснили представители организации, до вступления в силу постановления Правительства РФ, регулирующего постановку на учет этих аппаратов, такая услуга оказываться не будет.
Status quo
«Неопределенность» — наверное, именно таким словом можно назвать текущее положение вещей в области регулирования беспилотников. С одной стороны, закон обязывает ставить такую технику на учет. В то же время, пока неясны последствия уклонения от подобных процедур — в кодексе об административных правонарушениях нет какой-либо статьи, прямо предусматривающей наказание для нелегалов. К тому же и в кабинете министров пока не определились с регламентом взаимодействия «дроновладельцев» и государства — на портале regulations.gov.ru на сегодняшний день опубликован лишь проект соответствующего постановления.
Впрочем, судя по тексту этой бумаги, правила учета будут довольно мягкими. Если проект окончательно примет правительство, поставить беспилотник на учет можно будет бесплатно прямо в магазине, а также в многофункциональных центрах госуслуг или в почтовых отделениях. Через некоторое время после этого владелец дрона или авиамодели получит уведомление с регистрационным номером, который следует нанести на корпус устройства.
К слову, схожие механизмы применяется в зарубежных странах, в том числе и в США. За океаном требования федеральной авиационной администрации (FAA) предписывают регистрировать беспилотники массой от 0.55 до 55 фунтов (0,25 — 25 кг). Сделать это можно при помощи специального сайта в сети интернет (registermyuas.faa.gov).
Регистрировать или «партизанить»?
Как показал мини-опрос, проведенный редакцией NashGorod.ru, тюменские владельцы легких беспилотных аппаратов пока занимают позицию выжидания, однако настроены они в некоторой мере скептично. «Я занимаюсь фотосъемкой с дрона уже несколько лет. Начиная с 2015 года эту сферу начало „лихорадить“ — появились законодательные требования, которые на бумаге выглядели довольно жестко, но вот попытки следовать им оказались бесполезными. Я писал в Росавиацию письма с просьбой о разъяснениях, но ответы были размытыми. Говорили, что нет регламента, просили подождать. Потом регистрацию отменили, а вот сейчас история повторяется. Пусть все подзаконные акты вступят в силу, а там уже будем действовать по обстоятельствам», — рассказал тюменец Павел, владелец одного из летающих устройств. В беседе с корреспондентом Павел также отметил, что настроен на легальные полеты, но подчеркнул необходимость наличия четких и ясных «правил игры».
Тем не менее, другие коллеги Павла отнеслись к инициативе с большей долей иронии. Как предположил авиамоделист, представившийся Александром, новая поправка в Воздушный Кодекс просто не будет работать. «Это мертвый закон, каких-либо ресурсов, чтобы обеспечить его исполнение, просто нет в природе. Все закончится тем, что пару человек поймают с незарегистрированными дронами в общественных местах, устроят «публичную порку», после чего чиновники отчитаются о результатах и забудут о нарушителях до поры до времени», — предположил он.
Как будет реализовываться закон на практике — станет известно в ближайшие месяцы. Ожидается, что примерно к сентябрю закончится «переходный период» и регистрационный номер получит первый легкий беспилотник. Примерно тогда же станет известно, будет ли пользоваться спросом госуслуга по постановке дронов на учет. Пока же можно лишь констатировать, что рычагов влияния на людей, эксплуатирующих подобную технику для развлечения, а не для зарабатывания денег, у государства практически нет. Появятся ли они в дальнейшем — неизвестно, как неизвестен ответ и на другие вопросы: нужна ли бюрократия в сфере, которая неплохо обходилась и без бумажных проволочек, и не превратится ли вся инициатива в бесконечную трату бюджетных денег на игру, абсолютно не стоящую свеч.