Истребитель Су-35 — концептуально новая машина с аэродинамикой Су-27 и элементами бортового радиоэлектронного оборудования боевой авиации пятого поколения. За исключением технологии малой заметности Стелс и АФАР, Су-35 удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолетам 5-го поколения. В рамках действующей программы вооружения до 2020 года в ВКС РФ должны поступить не менее 96 подобных самолетов. В январе прошлого года четыре истребителя Су-35С были переброшены на авиабазу Хмеймим в Сирию для проведения боевой операции, что позволило военным изучить возможности машины и внести коррективы, чтобы повысить ее эффективность.
Ранее замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что с учетом сирийского опыта до конца 2017 года Су-35 будет доработан. Как заметил замглавы оборонного ведомства, одной из главных модификаций может стать установка комплекта сеток в воздухозаборниках, которые будут препятствовать попаданию туда посторонних предметов и мусора во избежание повреждения двигателей. Также на Су-35 могут быть внесены изменения в программное обеспечение и авиационное электронное оборудование, в первую очередь, в системы, отвечающие за нанесение ударов с воздуха по наземным целям.
Эксперт журнала "Арсенал Отечества" Алексей Леонков считает, что преобразования, скорее всего, коснутся бортового комплекса вооружения. По мнению эксперта, повысить точность ударов Су-35 могла бы установка на истребитель прицельно-навигационного комплекса СВП-24 "Гефест", которым оснащались самолеты Су-24.
"Этот вычислительный комплекс работает совместно с системой ГЛОНАСС, учитывает параметры полета самолета и координаты цели и подает летчику сигнал о том, чтобы применять то или иное вооружение. В сущности, СВП-24 позволяет использовать обычные боеприпасы как высокоточное оружие. Опыт его применения в Сирии показал высокую эффективность", - рассказал Леонков в беседе с изданием "ПолитЭксперт".
Также эксперт заметил, что использование "Гефеста" при повышении точности нанесения ударов значительно удешевляет проведение операций, поскольку позволяет использовать обычные бомбы, которые в 5-10 раз дешевле высокоточных. Внедрение этого комплекса было весьма удачным решением, заметил эксперт, не исключив, что это учтут при доработках Су-35.
Вместе с этим Леонков предположил, что модернизации может подвергнуться система радиоэлектронного обнаружения целей (РЛС).
"Как известно, на Су-35 стоит пассивная фазированная антенная решетка Н035 Ирбис. Доработки улучшили бы работу по наземным целям, которые могут прикрываться средствами РЭБ", - уточнил специалист.
СМИ ранее сообщали, что на борту Су-35С, за редким исключением, может быть установлена практически вся номенклатура авиационного вооружения, которая разрабатывается для истребителя 5-го поколения ПАК ФА.
Леонков считает эту перспективу вполне реальной. Эксперт полагает, что при разработке техники важна унификация, использование универсального комплекса вооружений для самолетов того или иного назначения.
"Действительно, ПАК ФА примет практически похожий комплекс вооружения. Пожалуй, единственное отличие – ракеты в истребителях 5-го поколения будут храниться внутри оружейных отсеков", - заметил он.
Кроме того, Леонков рассказал, что в настоящее время на российские истребители устанавливаются новые, более современные ракеты класса воздух-воздух и класса воздух-земля производства концерна "Тактическое ракетное вооружение", которые эффективно работают в условиях сильного противодействия систем ПВО и ПРО. Также, новейшие ракеты создаются со съемными головными частями, которые могут меняться в зависимости от поставленных задач. И эти универсальные снаряды могут быть использованы как на ПАК ФА, так и на Су-35С, резюмировал эксперт.