Posted 10 июля 2017, 15:43
Published 10 июля 2017, 15:43
Modified 8 марта, 01:54
Updated 8 марта, 01:54
О том что такое вытрезвители, как они появились и функционировали в стране победившего социализма, - вспоминает Культурология.рф
По норме, существовавшей в СССР на 150-200 тысяч человек городского населения приходился один вытрезвитель. И только в Ереване и во всей Армении не было ни одного заведения с таким названием. В начале 30-х, когда только появились «приемники», сотрудниками их были медики, а не милиционеры, а потому эти заведения считались даже «либеральными», к примеру, найденные недопитые бутылки с алкоголем, возвращали поутру проспавшимся гражданам.
Однако в 1940 все изменилось: своим личным приказом Берия подчинил вытрезвители НКВД и в нем стали работать милиционеры, правда остались и фельдшеры.
В вытрезвитель попадали люди, которые оскорбляли «общественную нравственность» своим видом и поведением. В машины с надписью «Спецмедслужба» сажали всех, кто распивал, шатался или лежал. А поскольку в СССР народное хозяйство было плановым, то в конце квартала милиционеры хватали даже тех, от кого просто пахло спиртным, устраивали засады у танцплощадок, кафе и ресторанов, а в день зарплаты – у заводов и учреждений.
При Горбачеве, в славную эпоху антиалкогольной кампании в Москве за год в вытрезвители попадали более 300 тысяч человек. Причем за помощь в их задержании активистов-дружинников… премировали талонами на дефицитное спиртное. Несколько раз в СССР происходили «пьяные бунты»: когда в Муроме и Чимкенте «при невыясненных обстоятельствах» в вытрезвителях погибли два человека, на штурм отделений милиции пошли тысячи людей.
Условия в вытрезвителях были разными: обычно клиентов усаживали на скамьи, забирали деньги и документы, фотографировали, записывали личные данные, фиксировали степень опьянения. Потом их раздевали, не особенно церемонясь, а в некоторых местах – стригли наголо. Потом ставили под ледяной душ и укладывали в койку, иногда с одеялом и подушкой. Буйных привязывали к кроватям, а для женщин была отдельная комната.
Утром после побудки («Сержант подымет, то есть как человеков!» Высоцкий) дежурный милиционер выяснял личность тех, кто накануне не мог ничего сообщить о себе, а фельдшер проводил повторный осмотр. Клиентам выписывали штраф за обслуживание в 10-25 рублей в эпоху развитого социализма – деньги большие при средней зарплате в 120-160.
Поскольку борьба с пьянством велась в СССР перманентно (хотя и безуспешно), то фотографии завсегдатаев вытрезвителей фигурировали на специальных досках позора в проходных заводов и учреждений. Извещение о том, что кто-то провел ночь в вытрезвителе, отправлялся по месту работы или учебы моментально: созывалось партийное или комсомольское собрание, виновному выносился строгий выговор. Для партийной и общественной карьеры это могло быть серьезным препятствием. А для студента и вовсе грозило отчислением в случае повторного «нарушения режима». Рабочих и интеллигенцию лишали как правило премии или «тринадцатой зарплаты», отодвигали в очереди на квартиру, не давали льготных путевок в дома отдыха и санатории.
А вот если человек попадал в вытрезвитель несколько раз за год, то его направляли в наркологический диспансер или отделение психиатрической больницы для обследования. Хуже того, ему грозил ЛТП – лечебно-трудовой профилакторий с условиями пребывания приближенными к тюремным. В вытрезвитель не брали несовершеннолетних, инвалидов и беременных женщин, а если у человека был приступ «белой горячки» или травмы, его сразу отправляли в больницу. С пьяными военнослужащими разбиралась комендатура, с милиционерами милиция, а с депутатами - Советы народных депутатов всех уровней. Но наказание было неизбежным. Не брали в вытрезвитель и дипломатов – во избежание международного скандала. А простые иностранцы, попавшие туда, потом долго вспоминали это приключение. Зато кавалеров высших орденов и Героев Советского Союза сдавали на руки родным.
Любопытно, что Чемпионату мира по футболу 2018 года правительство планирует открыть вытрезвители в городах, где будут проводиться матчи.
Какими-то они будут?