Как говорится в публикации в журнале Composites Science and Technology, в уникальный состав, разработанный российскими специалистами, внедрены токопроводящие углеродные многостенные нанотрубки "Таунит-М", которые обладают уникальными параметрами, определяющими их высокую индукционную восприимчивость. Эти нанторубки позволят исключить долгую и крайне неудобную для водителей замену верхнего защитного слоя дорожного полотна, требующую длительного перекрытия части трассы.
Добавка не сильно увеличивает стоимость дорог, так как на 50 килограммов битума предлагается использовать 17 граммов нанотрубок. Смеси хватает на тонну асфальтобетона.
Новая технология также предусматривает использование специального устройства, гибрида асфальтового катка и микроволновой печи, которое будет ехать по дороге, нагревая поверхности и тем самым приводя в движение нанотрубки. Это поможет повреждениям на дороге срастаться самостоятельно.
Сам прибор для нагревания еще не разработан, однако планируется построить мобильную ВЧ/СВЧ-установку, которую обсуждают в НИТУ "МИСиС" совместно с корпорациями "Ростех" и "Росатом".
Состав с нанотрубками и нагревательный аппарат помогут сократить срок ремонта трасс с недели до нескольких часов, а затраты будут сокращены, как минимум в три раза.
Экспертами International Transport Alliance (ITA) одобрили российскую технологию, которая также стала первой международной разработкой, включенной в программу Альянса.
International Transport Alliance "Один Пояс – Один Путь" одобрил включение международной программы по созданию индукционно-залечивающихся материалов на основе инновационной технологии, представленной НИТУ "МИСиС", в технологическую платформу для применения на проектах в Монголии, Казахстане, Малайзии и других проектах "Шелкового пути". О поддержке программы также уже заявили компании из Германии, Австрии, Китая, Гонконга, Малайзии в том числе корпорации AECOM, ASFinag, Asian Development Bank, Tianjin Hi-Tech Environment Development Co., университет TONGJI (Шанхай) и другие.Composites Science and Technologyhttps://www.journals.elsevier.com/composites-science-and-technology
При этом отмечается, что ряд университетов и технологических компаний Китая и Голландии разрабатывают аналогичную технологию индукционного "самозалечивания", в которой в качестве модифицирующей добавки используется металлическая фибра.
Главное отличие российского способа состоит в высокой эффективности и технологичности, так как он предполагает индукционный разогрев только тонкой битумной пленки, покрывающей каменные материалы, и не требует изменения состава асфальтобетонной смеси, необходимого в случае применения металлической фибры.
Полевые испытания "самозалечивающегося" дорожного покрытия планируются на одном из дорожных объектов программы подготовки к "Чемпионату мира по футболу-2018".