Сериал "Город" показывает "счастливую" жизнь по законам зоны

5 июля 2017, 14:34
Первый канал начал трансляцию криминального сериала «Город».

Действие восьмисерийной криминальной драмы «Город» происходит в 1961-м году. Молодой следователь Родион Стоцкий из Москвы (Петр Федотов) приезжает за 101-й км, в город, который на первый взгляд кажется пасторально-невинным. Но невинность обманчива: в городе только что убит учитель истории, который когда-то учил следователя в университете, в убийстве признается очевидно не тот, кто его сделал,после чего фальшивый убийца тоже как бы сам выпадает из окна. Герой Федотова пытается разобраться, но это явно не нравится его начальнику, который завязан с истинным хозяевами городка, бандитами, который управляют в этом городе всем… Герою очень нужен напарник из местных, и он, что совершенно очевидно, ищет его среди своих коллег. Им также может стать обиженный бандитами сильный герой из местных – и к концу серии вызревает кандидатура киномеханика…

Четыре первые серии, показанные на Первом, имеют крепкую драматургическую основу, хорошо подобранный актерский состав и вообще добротно, не по-сериальному склеены. Чувствуется внимание к деталям, аккуратность - черты, которые бывают поруганы в сериальном графике съемок, но вот у режиссеров Дмитрия Константинова и Юрия Трофимова получилось остаться верными профессии. Подлинность всегда основывается на деталях. крошечный эпизод в доме татарина Мусы (Федора Лаврова) художник Ираида Шульц украсила орнаментом по стенам, а оператор Андрей Гуркин не по-сериальному играет со светом, через кроны предзакатных деревьев бросая косые лучи солнца во мрак этого довольно безрадостный мира.

Обитателей этого города отверженных режиссер ( он же сценарист) Дмитрий Константинов не ткет из воздуха своей фантазии, а собирает по электричкам Замкадья и раскиданным по нему городкам. Здесь живут все те, кто не вписывается в образ строителя прекрасного будущего: бывшие уголовники, женщины с несложившейся судьбой, ссыльные элементы, которые читают историю как-то иначе, чем принято. Попав в гетто отверженных, герой ищет правды, которой нет, и любовной истории. Героиню-библиотекаршу Лизу Волошину сыграет для него и зрителя Яна Гладких. Вторая женская роль- бедолаги Даши, которая стала рабой уголовного мира, досталась Надежде Михалковой. Это ее привычное амплуа- покорная женственность, слабая натура, которую надо бы защитить, да судьба мешает.

Автору текста, как недавнему жителю Замкадья, этот сериал близок достоверностью картинки. 1961 год можно воспринять как условность. И сегодня в полусотне км от Москвы есть смотрящие. Герой, который выглядит довольно наивно, как всякий умный и порядочный человек, который пытается жить по закону в среде, где все живут по понятиям. Здесь надо затаиться, раствориться и не высовываться. И, главное, молчать. Герой Федотова быстро понимает правила игры и, возможно, к финалу выгонит из города весь этот морок. На то оно и кино.

Константинов в работе над сценарием явно знал эти реалии, и типы вывел совершенно узнаваемые, вневременные, вечные. Вот местный следователь Тарас , который со всеми ладит и все про всех знает, пока не понимает, что его правда - эфемерна. И ему приходится делать выбор. Эту роль как бы простецкого парня, который вполне может в следующих сериях вырасти до профессионала, играет Евгений Антропов. Вот крепкий орешек из простых, киномеханик Егор, роль которого досталась Владу Абашину. Плюс еще молодые ветераны войны, тороватые хитрые мужики, держащие кабак кавказцы, высланные из Москвы проститутки, фальшивомонетчики, воры, упыри и убийцы, очень колоритно подобранные по типажам и, конечно, всевидящее око смотрящего, "папы", который пока в картине не появился, но который управляет в этом городе всем.

Вся эта мрачная история вполне соседствует здесь с милыми залитыми солнцем чистенькими улочками, и аккуратной площадью, и красивой церковкой, и Лениным рядом с ней, и милыми деталями провинции, например, гусями, живущими в огороде отделения милиции. Или соленьями из груздей. Или администраторшей гостиницы, которая знает все и обо всех и очень метко стреляет. Вся эта идиллия снималась в Пошехонье, к северу от Москвы по Ярославке, и в Рыбинске.

Константинов, надуманно или случайно, выбрал временем действия именно 1961-й год. Когда на фоне общей красивой картинки социалистического общества, на фоне культа Гагарина, полетевшего в Космос, на фоне милых песенок Майи Кристаллинской и Валерия Ободзинского люди жили по законам зоны. Потому что 53-ий был еще позавчера. В людях жила память. И почти никто не верил в то, что это позавчера вновь не вернется завтра.

#Кинопремьеры #СМИ
Подпишитесь