Как пишет газета "Совершенно секретно", эта сложная для неподготовленного читателя формулировка сберегла для российской промышленности 854 млн. рублей, которые виртуальное НПО "Авиатехнология" пыталось взыскать с двух вполне реальных заводов (металлургического и кольцепрокатного) в городе Кулебаки (Нижегородская область), принадлежащих ПАО "Русполимет".
Реестр акционеров "Русполимета" с давних пор ведёт нижегородский филиал ООО "Партнёр", который совершенно неожиданно стал соответчиком по делу о хищении акций давно забытого ЗАО "НПО Авиатехнология".
Три предприятия с практически одинаковыми названиями (с аббревиатурой НПО и красивым словом "Авиатехнология") ещё в 90-х годах прошлого века создал предприниматель Сергей Мулин. В пору "дикой" приватизации он получил контроль над Ступинским металлургическим комбинатом и доли в обоих Кулебакских предприятиях.
Муслин прославился тем, что в 1996 году "одолжил" у государства 8 тыс. тонн никеля, необходимого в авиакосмическом производстве. В 2001 году было возбуждено уголовное дело – выяснилось, что стратегически ценный металл уплыл за границу, а средства от его продажи – в карманы неизвестных лиц. Главный подозреваемый, Сергей Мулин, предпочел не доводить дело до суда – и последовал вслед за... никелем в свободную Европу: управлять делами он с 2001 года предпочитает из Люксембурга. В России присматривать за ценными активами остался его брат Геннадий.
Позаимствованные у государства 8 тыс. тонн никеля стоимостью более полусотни миллионов долларов никто возвращать не собирался.
По мнению экспертов, свою бизнес-империю Мулин разрушил собственными руками. В 2002 году акции НПО "Авиатехнология" (а вместе с ними и владение заводами) были переписаны на главного бухгалтера предприятия Лидию Аристову.
В 2009 году Аристова была осуждена за хищение акций этого общества (с пятой попытки; первые четыре расследования не нашли состава преступления), проведение внеочередных собраний акционеров и незаконную смену генерального директора на 6,5 лет. Следствие не нашло доказательств в её сговоре с кем-либо, и в итоге она оказалась единственным осуждённым по делу. Хотя в том, что Аристова действовала в интересах вполне определенных людей, сомнений не возникает, - запросто так активы на сотни миллионов долларов никто никому не переписывает.
Отдельной пьесы достойна попытка заменить генерального директора Кулебакского металлургического завода Николая Рябыкина на Андрея Пашковского.
На второй день своей "работы" Пашковский встретился с человеком, показавшим паспорт на имя Олега Огаркова, и заключил с ним договор о выполнении работ по обслуживанию и ремонту средств наружного наблюдения и систем сигнализации на 500 тысяч долларов. 100 тыс. из которых должны были быть выплачены Огаркову в качестве аванса – разумеется, из средств завода.
Никакого Огаркова на завод в Нижегородской области, конечно, не пустили. Он написал заявление об этом факте в суд. В Тяжинский районный суд Кемеровской области. Потому что именно там, в поселке Итат, счастливый обладатель аванса обосновался. И этот замечательный суд вынес постановление о смене генерального директора Кулебакского металлургического завода.
Впоследствии, когда следователи начали раскручивать цепочку подставных лиц и фальсификаций, они вообще не нашли никакого Огаркова. Существовал ли он когда-нибудь? Сколько получил за свою роль?..
К этому времени руководство кулебакскими заводами перешло к ПАО "Русполимет" – холдингу, играющему важную роль в жизни Нижегородской области, работающему, в том числе и по государственному оборонному заказу, исправно платящему налоги в местную казну. Никакого желания возвращаться в 1990-е ни сотрудники, ни руководители предприятия не испытывали.
Однако ожившее, как зомби, НПО "Авиатехнология" обратилось в нижегородские суды с требование вернуть акции заводов себе – и на первых порах одержало победу.
Четыре года длились судебные заседания – и только теперь окружной арбитражный суд восстановил справедливость: со стороны ответчиков нарушений допущено не было. Следующим шагом может стать реабилитация Аристовой – и, наконец, полноценное уголовное дело против братьев Мулиных, выдача Сергея российскому правосудию и подробный публичный анализ его деятельности за двадцать последних лет, отмечает газета "Совершенно секретно".