Олег Горюнов, "Новые Известия"
На рынке ритуальных услуг до выхода постановления Правительства Москвы № 323 – ПП были только два серьезных игрока – ГБУ «Ритуал» и … бесчисленная армия ИП (индивидуальных предпринимателей). В неравной борьбе мелкий бизнес умудрялся выживать только за счет того, что со всеми заказами ГБУ (Государственное бюджетное учреждение) «Ритуал» не справлялся – ему просто приходилось делиться с мелким бизнесом частью заказов.
Теперь правила игры меняются, сказали "НИ" в независимым экспертным органе - НКО «Верум».
Что так напугало мелкий бизнес, нам :
«Звонят нам индивидуальные предприниматели, которые занимаются изготовлением надгробных сооружений, оград и т.д. Они должны теперь прежде чем выйти на объект, сначала получить 12 документов, чтобы потом предъявить их ГБУ «Ритуал».-пояснил Президент НКО «Верум» Владимир Горелов. -К нам обращаются десятки индивидуальных предпринимателей, которые работали на кладбищах, а теперь их не пускают. ГБУ сам принимает заказы от граждан, и уже захлебнулся в этих заказах».
Все новые требования подробно изложены в постановлении Правительства Москвы № 323, или другими словами – в «Законе о реновации ритуальных услуг».
Вот только один пример: как известно, большинство «надгробных сооружений» делаются из мрамора или гранита. Что придумали московские чиновники? Теперь, чтобы установить памятник, нужно доказать безопасность материала, из которого он изготовлен. То есть провести «лабораторные исследования» и получить «санитарно-эпидемиологическое заключение», которое бы могло убедить сотрудников «Ритуала» (а все московские кладбища принадлежат ему) в том, что каменная плита не несет угрозы людям живым и мертвым.
«А вдруг там радиационное излучение от камня? Так, что ли? Проверять подобные вещи - это прерогатива Роспотребнадзора. Правительство Москвы, таким образом, переложила на «Ритуал» обязанности контролирующего органа», - говорит Горелов.
Что же сегодня происходит на практике? У ипэшников уже есть выполненные заказы – то есть изготовленные по желанию родственников умерших надгробные камни, есть обязательства установить в определенный срок. Они подъезжают к воротам кладбища, и дальше, по словам эксперта Горелова происходит следующее:
«На воротах кладбища мне говорят: «Справок у тебя нет, и хочешь работать на кладбище? Плати 30 тысяч!». Вы только представьте себе, что происходит! Это – настоящий рэкет. Кстати, средняя стоимость памятника сегодня – это 45 тысяч рублей».
А вот еще один яркий пример «реновационого мышления» чиновников московского правительства: теперь при себе мелкому предпринимателю, въезжающему на кладбище на машине, зачем-то нужно обязательно иметь «копию свидетельства о регистрации транспортного средства», иначе не въедешь.
Вот даже интересно: если при тебе оригинал того самого свидетельства, зачем еще нужна его копия, кому и зачем?
Единственным логическим объяснением этому можно считать коррупционный сговор с нотариальными конторами. За любую нотариально заверенную копию любого документа в этих конторах нужно платить. Видимо, доходы в нотариальных конторах снизились, и «люди договорились»? Если так, то непонятно, что за скромность такая у реноваторов? Ну почему одну только копию, а не две, или пять или 100?
Нашему изданию согласился дать интервью один из пострадавших от реновации ритуальных услуг предприниматель - Виталий Леонидович Гущин:
«Мы уже столкнулись с проблемами. Во-первых, при оформлении документов. Во-вторых, новый закон – это ширма для монополизации рынка. «Ритуал» взял на себя функции всех контролирующих организаций – ГАИ, ФМС – теперь им надо предъявлять разрешения на работу и другие документы мигрантов, миграционные карты, нужно предъявить документы на технику, на которой мы ездим. Но у них самих ничего этого нет. У них работают нелегалы – это очередная провокация идет».
Да, наверное, только провокацией можно назвать еще одно требование: «соответствие месту захоронения надмогильного сооружения». В случае несоответствия в установке памятника может быть получен отказ.
Простите, это как понимать? Слишком маленький памятник – не соответствие? Слишком большой – опять несоответствие? Из гранита – соответствие, а из мрамора – несоответствие?
«Вся проблема в том, что «Ритуал» не потянет всю эту работу. Нет у него ни специалистов, ни людей. Это чисто коррупционная схема. Будем в ФАС (Федеральную антимонопольную службу) обращаться», - говорит Гущин.
Постановление написано так, что тут можно не только в ФАС обращаться. Ведь памятник теперь должен соответствовать не только захоронению, но и АРХИТЕКТУРНОМУ РЕШЕНИЮ КЛАДБИЩА!
«Требований по наличию архитектурного решения кладбища не существует, - это также ограничивает свободу выбора потребителя», говорит эксперт Владимир Горелов.
Отлично! Памятник должен соответствовать тому, чего нет в природе, извините, - у «Ритуала», то есть архитектурного решения.
Глава этого учреждения - Артем Якимов говорит, что «это норма отложенного действия – норма на будущее».
Владимир Горелов же считает, что любой непорядочный сотрудник кладбища любому мелкому предпринимателю теперь может сказать: «Идите согласовывайте!» Куда идти? Вот вам и еще один повод для взятки».
Однако, всем нам, москвичам, думается, не стоит уповать на скорейшее появление на Свет Божий архитектурного решения наших кладбищ, ибо, как только они появятся, а, судя, по «реновационому» постановлению в сфере ритуальных услуг, правительство Москвы в неплохих отношениях с «Ритуалом», так сразу появятся новые угрозы не только для предпринимателей, но и самих москвичей – «ответственных за захоронение», как они называются в обсуждаемом нами документе.
Угроза вот какая: в новых правилах говорится о том, что администрация кладбища теперь вправе демонтировать уже установленные сооружения. Для этого ей требуется обратиться в суд.
Угадайте, что может стать поводом для такого обращения. Не трудитесь – не угадаете, а вот что: «отсутствие разрешения на установку надмогильного сооружения»!
У кого из наших читателей оно есть? Правильно, почти ни у кого. А если есть, соответствует ли оно новым требованиям правительства Москвы? Правильно, - не соответствует.
«Что же делать?», - спросите вы. Трудно сказать.
«Постановление отменило конкуренцию – чем нарушило федеральный закон о конкуренции, о коммерческой тайне, закон о погребении и похоронном деле. Мы обращаемся в Генпрокуратуру, Прокуратуру Москвы, Роспотребнадзор, ФАС и к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Москве Вышегородцеву Михаилу Михайловичу», - сообщил в интервью «НИ» Владимир Горелов.
С этим обращением можно ознакомиться здесь.
По мнению предпринимателя Гущина, реновация ритуальных услуг, «сделает их в три- четыре раза дороже»:
«По большому счету, все эти вещи можно убрать, и оформлять все ритуальные услуги в МФЦ. Пришел человек, подает справку о смерти, и потом получает все документы – на какое кладбище, номер могилы, и т.д. Никаких денег давать не надо. Это элементарно наладить, только это никому не нужно».