Спор на два миллиарда евро. Кому достанутся сокровища "Фрау Марии"?

20 июня 2017, 17:46
Продолжается спор вокруг бригантины "Фрау Мария", которую обнаружили несколько лет назад на дне Финского залива. Её трюмы заполнены картинами, золотыми монетами и саксонским фарфором. Корабль перевозил экспонаты для Эрмитажа.

Во время прокладки первой очереди газопровода Nord Stream, специалисты обнаружили на дне Балтийского моря обломки множества кораблей. В российских территориальных водах, а также в водах Финляндии, Швеции и Дании нашли более 15 якорей. В территориальных водах России были обнаружены два корабельных остова. В шведской части Балтики обнаружили 12 якорей. Два корабельных каркаса были найдены в Балтийском море у берегов Дании. В немецкой части Балтийского моря аквалангисты зафиксировали обломки трех кораблей. По данным археологов, на дне Балтийского моря лежит несколько тысяч кораблей, включая колесный фрегат "Гремящий" . Это парадный корабль, представляющий собой нечто вроде императорской яхты. Нашлась на этом огромном корабельном кладбище, причём, в отличном состоянии и бригантина"Фрау Мария", которая затонула в сильный шторм.

В ящиках из лосиной кожи

«Фрау Мария» попала в шторм в ноябре 1771 года у берегов Швеции. Сегодня это территориальные воды Финляндии. Несколько лет назад группа финских дайверов по наводке обнаружила под водой судно, покрытое толстым слоем ила. При ближайшем рассмотрении выяснилось: это и есть двухмачтовый флейт «Фрау Мария», пропавший в бурю более двух столетий назад. Новостью сразу заинтересовались в российском благотворительном фонде «Спасение национальных культурно-исторических ценностей». Именно этот фонд много лет подряд делал все возможное, чтобы "Фрау Мария" была бы поднята со дна Финского залива.

– Сегодня «Фрау Мария» находится в 11 километрах от финского острова Юрмо, – рассказывает глава фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артём Тарасов. – Исследователи установили: ценный груз не пострадал при крушении, потому что, перед тем как загрузить музейные экспонаты в трюм, их бережно упаковали в ящики из лосиной кожи. Потом их вложили в свинцовые сосуды. И сверху залили воском. Есть большая вероятность: полотна великих голландских мастеров прекрасно сохранились.

"Фрау Мария" взяла на борт разнообразный груз: цинк, сахар, ткани, сыр, одежду, а также предметы роскоши и картины голландских мастеров XVII века, в том числе Хендрика ван Балена, Герарда Терборха, Яна ван Гоена, Адриана ван де Вельде, Герарда Доу и других. Эти картины приобрел на аукционе в Амстердаме по личному указанию Екатерины II посол России в Голландии князь Голицын. Почему же бригантину до сих пор не подняли? Оказывается, Россия и Финляндия никак не могут решить, кто же является законным владельцем этих сундуков с сокровищами, стоимость которых оценивается в 2 млрд. евро. Спор продолжается.

"Раненая амазонка"

Но есть подозрения, что некогда крепкое судно начало рассыпаться под толщей воды. Не так давно во время шторма на берег Балтийского моря в Зеленоградске - бывший немецкий Кранц - выбросило загадочную скульптуру: женский бюст без головы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что подарок из морских глубин может быть «Раненой амазонкой» – древнегреческой скульптурой, датированной V веком до н.э. Но откуда она взялась на балтийском взморье? Эксперты считают: раритет мог быть выброшен на берег с борта бригантины «Фрау Мария».

Если следовать архивам, бригантина вышла из Амстердама 12 августа 1771 года. Заходила «Фрау Мария» в каждый порт – в Дании, Германии и Швеции. Драгоценный груз был обозначен как «дипломатическая почта». В шторм «Фрау Мария» попала, когда вышла из порта города Турку. Напоровшись на скалу, судно начало тонуть. Команда пыталась спасти сокровища : матросы прыгали в воду с картинами в тубах. По некоторым данным, они спасли 8 полотен. Но дальнейшая судьба этих раритетов неизвестна.

– Нам не удалось найти в Амстердаме имена всех дилеров, которые покупали картины для Екатерины II, – продолжает свой рассказ Артём Тарасов. – Но имена четырёх покупателей мы установили. И это позволило определить: они выкупили 28 картин знаменитых голландских художников XIV–XVII веков.

Таким образом, казалось бы, главный вопрос решён – факт нахождения уникальных произведений культуры на борту судна подтверждён, теперь можно было бы начинать операцию по подъёму "Фрау Марии". Но неожиданно возникли сложности.

Очередь за сокровищами

После того как стало известно, что на дне Балтики лежат ценности стоимостью в миллиарды евро, сразу же выстроилась большая очередь из охотников за богатствами "Фрау Марии". Одними из первых права на груз «Фрау Марии» попробовали заявить дайверы, обнаружившие судно. Но финский суд им отказал. Следом о своих правах на сундуки с сокровищами заявила Швеция: воды, в которых затонула бригантина, 200 лет назад принадлежали шведам. Но позже Стокгольм отказался от своих претензий. После Швеции в числе претендентов на сокровища оказалась Голландия. Ведь корабль ходил под голландским флагом, да и местом происхождения груза являлись Нидерланды. Груз наш, голландский! Однако российская сторона продемонстрировала документ, подтверждающий, что Екатерина II заплатила как за груз, так за зафрахтованное судно. А вот с претензиями Финляндии дело оказалось много серьёзнее. Согласно законодательству, затонувшее судно, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Министерства античности Финляндии.

– Но Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 года, вправе предъявить свои претензии на груз шхуны «Фрау Мария». При этом не исключается вариант судебного разбирательства в международных судебных инстанциях, – полагает почётный адвокат РФ Александр Островский.

Переговоры о подъёме корабля между Россией и Финляндией ведутся уже 8 лет. И шхуна все еще остается на дне, пока не решится вопрос, кому же именно она принадлежит.

Подъем корабля может быть осуществлен в течение двух месяцев. Эта операция сложна по многим факторам: плохая видимость на дне Финского залива, состояние корабля, пролежавшего на дне 246 лет, наносы песка и ила, необходимость консервации древесины до ее контакта с воздухом и так далее.

Исход экспедиции пока предсказать довольно трудно. Возможно, удастся поднять со дна моря весь корабль. Возможно, только груз или какую-то его часть. В любом случае вернуться в Эрмитаж коллекция Екатерины сможет только при условии, что Финляндия сама откажется от претензий на царские сокровища. Или России удастся отстоять свои права на них в международных судах. И то, и другое маловероятно. Поэтому, по всей видимости, Москва и Хельсинки будут договариваться о создании совместного музея «Фрау Мария». Музей уже предлагается открыть или в российском Выборге или в финской Котке. Подъём судна предполагалось начать еще в 2013 году, но Финляндия заявила, что в соответствии с разработанным поэтапным планом «Фрау Мария» будет поднята лишь в 2018 году. Финская сторона придумала проект, вроде бы учитывающий мнения всех заинтересованных сторон. Подъём будет совершаться таким образом, чтобы весь парусник остался в целости и сохранности. Предлагается спроектировать конструкцию из стали с понтонами, которая должна надеваться на судно сверху. Потом в ёмкости закачают воздух. На дне под судном пророют тоннели, сквозь них протянут стропы из искусственного волокна шириной 50 см. И прикрепят корабль, как в гамаке, к металлической конструкции. Но как будут решать ещё одну проблему: сохранить корабль на берегу? Хорошо известно: при взаимодействии корабля с воздухом его атакуют бактерии. И начнётся интенсивное разрушение шхуны. Российские ученые предложили весьма любопытное решение: переправить «Фрау Марию» на Северный полюс на год-два. Под действием мороза бактерии погибнут, и корпус будет спасён.

Операция оценивается в 100 млн. евро

По оценкам экспертов, стоимость операции по подъёму «Фрау Марии» может составить 100 млн. евро. Это не так много, учитывая, во сколько оценены сундуки с сокровищами. Сегодня корабль стоит на 40-метровой глубине в вертикальном положении, и его корпус на 2 метра заглублен в донных отложениях. То, что корабль стоит на киле, обусловлено как раз громоздким грузом в трюме, наполненном свинцовыми бочками с картинами. Сохранность корпуса обеспечили малосолёная вода в заливе и отсутствие течений. И ещё в этом месте полностью отсутствует грибок.

И уже две известные компании, специализирующиеся на поднятии затонувших кораблей, изъявили желание участвовать в тендере на подъём груза «Фрау Мария». Обе эти компании – SMIT Internationale и Mammoet Salvage – участвовали в подъёме атомной подводной лодки «Курск» в 2000 году.

- Согласно финскому закону о памятниках древности Финляндии, если затонувшее судно и груз пробудут в её водах 100 лет, то после этого принадлежать они будут исключительно финской стороне, - говорит адвокат Александр Островский. - И пытаться оспорить это через суд не удастся: Финляндия не подписывала Международную конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, а потому имеет право руководствоваться только собственными законами.

Столетие существования Финской Республики приходится на 2018 год. «Фрау Мария» сегодня объявлена в Финляндии «подводной реликвией». И внесена в Реестр национальных памятников. Вокруг "Фрау Марии" установлена 1,5 км «запретная зона». И заплывать за эти буйки запрещено!

Таким образом, осталось менее года, чтобы решить вопрос, кому принадлежат сокровища. Хочется надеяться, что сокровища с борта многострадальной «Фрау Марии» всё же займут свои места в Эрмитаже, пусть и с опозданием на несколько веков.

СПРАВКА

Примерный список картин, находящихся на борту «Фрау Марии»

1. Хендрик ван Бален (1575–1632) «Молодой Иисус Христос», написана совместно с Брейгелем.

2. Герард Терборх (1617–1681) «Музыкант с гитарой»

3«Девушка с собакой»

4 «Офицер, пишущий письмо»

5 Исаак Гедик (1617–1678) «Комната с винтовой лестницей»и

6. «Женщина за столом».

7.Герард Доу (1613–1675) «Девушка в жёлтом"

8.«На приёме у хирурга».

9. Ян ван Гойен (1596–1656) «Деревня на берегу реки».

10. Виллем Йозеф Лакай (1738–1798) «Художник с учеником».

11. Леве «Крестьяне на свадьбе».

12. Йоханнес Лингельбах (1622–1674) «Корабль на якоре».

13. Габриель Метсю (1629–1669) «Служанка с зайцем в руках».

14. Франс ван дер Мин (1719–1783) «Джентльмен с бокалом».

15. Адриан ван Остаде (1610–1685) «Человек за столом».

16. Паулус Поттер (1625–1654) «Большая воловья повозка».

17. Абрахам Сторк (1644–1708) «Город на Рейне».

18. Адриан ван де Вельде (1636–1672) «Стадо на отдыхе».

19. Якоб де Вит (1695–1754) «Кувшин с цветами».

20 Филипс Вауэрман (1619–1668) «Драка»

21. «Старый дом»

22.«Сцена с охотником"

23. «Мальчик с лошадью»

24. «У реки»

25. Герман Цафтлевен (1609–1680) «Ландшафт с охотниками».

26. Хендрик Мартенс Цорг (1611–1670) «Интерьер: стол с фазанами».

27 -28. Две картины неизвестных художников.

#В мире #Новости
Подпишитесь