Валерий Соловей, политический аналитик, доктор исторических наук
Есть несколько соображений, прав или не прав Навальный, отменив санкционированный митинг на проспекте Сахарова.
Думаю, в его решении было и личное: надоело, когда издеваются. А власти – издеваются. Обещают, умильно глядя в глаза… и обманывают! Конечно, это вызывает сильное раздражение! Навальный понимает, исходя из опыта, что с властью договариваться не стоит. И, когда ночью он отменяет митинг и приглашает всех гулять по Тверской, это становится полной неожиданностью, вызывает растерянность.
Навальный сделал сильных ход и выиграл. Формируется новая политическая активность, у людей, выходящих на улицу, снижается чувство страха. Они пока не готовы оказывать сопротивление, но осенью мы увидим уже и эту готовность. Помимо этого, Навальному удалось расширить географию протеста, поменять политическое поведение на активистский тип, которого не было с начала девяностых.
Политические перспективы у Алексея Анатольевича есть несомненные. Но их масштаб будет зависеть от способности сформировать коалицию.
Есть технологии, очень простые и внятные, которые он может реализовать. Если он примет к сведению эти технологии и озаботиться этим, то он получит в конце сентября, в начале октября общенациональную платформу, которая может стать именно платформой для создания широкой протестной коалиции, потому что есть Навальный, но нет протестной коалиции. И это серьезнейшая проблема для любого вообще протестного движения, не только в России.
Отчасти это связано, я бы сказал, с психотипом Алексея Анатольевича, который сейчас хочет закрепить свое лидерство. И в общем, ему это, по-моему, уже удалось, никто этого не оспаривает. Но он не сможет никогда добиться выдающегося политического успеха, а его амбиции очень значительны, не имея за спиной протестной коалиции. Даже такой матерый зубр, как Борис Николаевич Ельцин, честно скажу, по масштабам он превосходил Алексея Анатольевича, и опытом, и масштабом, имел за спиной широкую протестную коалицию. В России это абсолютно необходимо. И это сейчас задача номер один.
Второе условие – удача. Власть может совершить ошибку. Навальный уловил, что людям надоело положение «терпил». Властям не стоило вчера так жестко обращаться с протестующими. Да, они выкрикивали лозунги. Но они бы сами перестали кричать. Гораздо больший вред системе нанесли немотивированные, глупые и жестокие задержания в день национального праздника! По всем мировым СМИ разошлись картинки, на которых задерживают людей с государственными флагами и поющих гимн. Понятно, что Кремлю давно наплевать на мнение западных стран. Но это же влияет на политику в отношении России. Власть повела себя так только для очередного удовлетворения обиды на Навального. Путь к революции прокладывает глупость и жадность власти. И никогда в истории не было по-другому! Уверен, осенью мы увидим более ожесточённый протест.
Аббас Галлямов, политолог
По итогам вчерашней акции Навальный получил гораздо больше плюсов, чем минусов. В ситуации противостояния с сильной, авторитарной властью важна не логика, не аргументы, важно продемонстрировать характер. Навальный это сделал. Его сейчас, конечно, обвиняют, что он «предал сторонников, подставил людей, которые поверили ему». На самом деле эти обвинения работают на него, потому что гражданин авторитарного государства чувствует, что именно таким и должен быть лидер. Он кожей ощущает, что лидеру не нужна интеллигентская мягкотелость, «забота о человеке». Настоящий политик должен быть готов жертвовать сторонниками и рисковать сам, он должен проявлять инициативу, играть «не по правилам», вернее - устанавливать свои собственные правила. Единоличным волевым решением перенеся митинг и заставив власть плестись в хвосте повестки, Навальный все это продемонстрировал. Именно такой лидер и нравится людям – настырный, наглый, брутальный, не останавливающийся не перед чем. Его сторонники в восторге.
Лилия Шевцова, публицист, доктор исторических наук
Концентрация внимания на «технологии» организации протеста, который использует Алексей Навальный и его команда, вызвала интерес и продолжает вызывает споры. Но «технология» - почему Навальный перенёс мероприятие с площади Сахарова на Тверскую и что он получил в результате – не главное. Главное в том, что Навальный, неожиданно для Кремля, стал политическим оппонентом Путина. Пока, правда, кажется, что без электоральных шансов. И Кремль не знает, что с этой неприятностью делать. Начиная с протестов 26 марта Навальному удался сёрфинг - он поймал «волну». Я имею в виду, он смог консолидировать, возможно ещё не осознанный протест нового поколения, 16 – 20 летних. Ему удалось политизировать и радикализировать молодёжный протест. И это уже серьезно. Причем, создаётся впечатление, что именно Кремль провоцирует ситуацию, которая постоянно даёт Навальному шансы, как будто играя с ним в поддавки. Сам Кремль лепит из Навального федерального лидера, который занимается подрывом кремлёвских стен.
Правда, возникает проблема, связанная с потенциальным лидерством Навального. Правы те, кто обращает внимание на то, что у него пока не просматривается стратегия.
Он явно отказывается от бремени союзнических отношений с другими силами, от поиска партнёров, что требует согласований. Навальный демонстрирует нам революционистскую модель харизматического лидерства. Во многом по своему лидерскому рисунку Навальный повторяет ельцинский путь. Но в гораздо более неблагоприятных для России условиях. Если он не задумается о том, как перейти к трансформационному лидерству, т.е. как перейти от разрушения единовластия к созиданию системы институтов и четких принципов, мы будем иметь разрушение одного самодержавия во имя строительства другого лидерского режима. Со всеми вытекающими последствиями.
Сейчас Навального можно поздравить – ему удалось то, что не удавалось другим: он стал пока самым успешным тараном для расшатывания одряхлевшей системы. Но ему и всем нам стоит подумать о следующей фазе и о том, что нужно сделать для того, чтобы предотвратить сползание России все в тот же знакомый желоб авторитарной системы.
Мы не знаем о том, будет ли нарастать или угасать протест – у нас нет реального, убедительного градусника. Даже самые уважаемые социологические службы не могут с уверенностью определить, что происходит в толще общества – люди говорит неправду, когда их спрашивают или просто молчат. Российское общество деморализовано и расхристанно и в нем в любой момент могут возникнуть протуберанцы страстей и эмоций. Впрочем, это и показатель, что Россия сохраняет драйв! Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что началась новая глава нашей истории – Россия вошла в неспокойное поле.
Дмитрий Орлов, политолог, генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций „АПЭК“»
Навальный сделал серьёзную ошибку, когда, под надуманным предлогом, отменил санкционированный митинг на проспекте Сахарова и призвал своих сторонников выйти на Тверскую улицу. Этот поступок приведёт к тому, что разумная, не радикальная часть оппозиции уйдёт от него. Радикальная часть сохранится, но количество радикалов не удастся нарастить. Своим решением Навальный расколол ядро группы поддержки: создал для радикалов мотивацию, но отвратил от себя рационально и разумно настроенных людей.
Таким образом, перспектива протестного движения – его радикализация. Возможно, в городах будет относительный рост поддержки Навального, но одновременно она ослабеет в Москве и Петербурге.
Навальный получил конфликтные выгоды, подвергнув жизнь и здоровье людей угрозе безопасности. Многие деятели системной оппозиции критически оценивают принятое решение. Узнаваемость Навального была высокая, возможно, выросла. Но он не может выиграть, создавая радикализацию. То есть, в стратегическом смысле, Навальный проиграл, пренебрегая интересами временных союзников, тех, кто выступает против реновации. Для успеха необходима способность договариваться, создавать политические коалиции, такие способности он не демонстрирует.
Решение об отмене митинга не было продумано, принято под влиянием эмоций и отпугнуло многих рационально мыслящих людей.
Георгий Сатаров, президент фонда «Индем»
Я бы оценил перспективы Навального - политика с двух точек зрения: сравнительной и абсолютной.
Есть линейка, которую выстроил сам Навальный - стать президентом. Шансы этого пока не большие и зависят от самого политика: если ему удастся устранить дефекты стиля и практики, они возрастут. Под "дефектами" я имею в виду то, что Алексей Анатольевич не очень командный человек и, как следствие, работает на себя, а не пытается предъявить команду - не исполнителей, она у него есть, а политическую. Политическая команда способна компенсировать те претензии, которые предъявляют к нему потенциальные избиратели. Конечно, Навальный намного опережает других политиков, оппонирующих власти. Во-первых, у него сильная команда исполнителей - молодых, образованных, творческих и энергичных людей. Во-вторых, он себя не жалеет, в отличие от других. В той ситуации, в которой должны действовать сегодня оппозиционные политики, его поведение вызывает симпатию у многих и выгодно его отличает.
Что касается протестного движения - есть важный двигатель его роста - действия властей. Если они будет продолжать ту же линию поведения, будет рости и протест.
Сергей Марков, политолог, генеральный директор НП «Институт политических исследований»
Навальный будет лидером всё более радикального протеста. Он работает по плану, разработанному его кураторами – в первую очередь, Браудером, его давним работодателем, сотрудниками западных и американских спецслужб, которые работают дестабилизацию ситуации в нашей стране, и, конечно, кое-какими нашими олигархами.
Ничего не могу сказать, работает Навальный талантливо. Будет вести к массовым столкновениям во время протестных акций, убийству демонстрантов. Они мечтают, чтобы произошла массовая гибель людей. Это – в их планах. За Навальным стоят те же силы, которые дали отмашку на расстрел сотни людей на Майдане. Навальный собрал в себе черты сразу и Турчинова, и Яценюка, и Порубия. Он такой наш «турчинов». Характерно, что ветераны АТО поддержали навального, мне сейчас рассказала корреспондент из «Комсомольской правды». Как поддержали – не знаю, наверное, заявления делали. Боевиков пока на помощь не присылали.В регионах идет протест общий, там жизнь тяжелая. Есть протестный потенциал, и Навальный его давно монополизировал. Он стал политиком федерального уровня, получив второе место на выборах мэра Москвы. А теперь еще и мирового уровня, если считать, сколько о нем пишет и говорит мировая пресса!
А вот полиция вела себя идеально, я посмотрел видео из автозака – все довольные, улыбающиеся. А задержания – как дружеские объятия! Да, в конституции есть 31 статья, но есть и законы, уточняющие ее содержание. Навальный нагло, подло, хамски нарушил все наши законы! Но мы Майдан не допустим, народ не подведём!
Борис Макаренко, политолог, председатель правления Центра политических технологий
Политические перспективы Навального зависят он него самого. У него есть таланты, но есть и конфронтационность не только по отношению к власти, но и к тем политикам, в которых он видит конкурентов. Пока он политик «улицы и протеста», а вот умение строить коалицию и договариваться Навальный не демонстрирует. У той части общества, у которой есть недовольство системой, нет иного цивилизованного выхода - нет партий, которые бы представляли её интересы, нет выборов. Эти люди будут поддерживать Навального и выходить на улицу. Поэтому, протест никуда не денется.