- Основные затраты российского бюджета - это ВПК и силовые структуры. Может ли при этом экономика пойти вверх?
- Если вспомнить Хантингтона, когда речь идет о войне цивилизаций, то экономические проблемы отступают на второй план. На первый план выходит политика, и пока этот вопрос не урегулируется вряд ли кто-то будет ради экономики жертвовать политическими приоритетами. Будь то санкции, Донбасс и т.д.
- У Вас нет впечатления, что чем сложнее ситуация в экономике, тем активнее власти начинают сами искать конфронтации с внешним миром, бить в бубен войны?
- Если общество было бы само не готово откликаться на такой "бубен войны", то проку-то властям: побьешь, побьешь и все. Однако наше общество действительно настроено на лейтмотив самоутверждения страны в мире. И даже готово пожертвовать определенными экономическими благами ради этого.
- Пусть мои личные доходы будут ниже, лишь бы в мире нас боялись и уважали?
- Демократы, когда находились у власти, не почувствовали этого. А Путин почувствовал, и прекрасно учел настроения масс. Население давно ожидало от власти курса на восстановление престижа державы в мире, правда, при сохранении рыночных, демократических механизмов. Другой вопрос - насколько все это можно совместить.
- Нечто аналогичное наблюдается ведь не только у нас. Приход к власти Трампа в США как раз во многом и обусловлен сложившимся там консенсусом по поводу необходимости восстановления пошатнувшегося престижа Америки в мире.
- В конечном счете, на поведение политиков ведь, прежде всего, влияет настроение населения. Иерархия человеческих потребностей не сводится только к материальным вещам. Это не только у нас, но и за океаном. Патриотизм, самоутверждение нации важны не только для россиян. Но здесь нам необходимо учитывать: прежде чем проводить амбициозную, агрессивную внешнюю политику необходимо иметь хорошую экономическую базу. Желание иметь сильную армию вполне понятно. Но экономика не должна приноситься в жертву.
Пока мы видим, что у России имеются серьезные проблемы с инвестиционным климатом. Это прежде всего давящая на бизнес регулятивно-силовая система, неправовые механизмы, которые используются для отъема бизнеса...
- Но ведь были разговоры об амнистии для беглых капиталов, возникали едва ли не утопические проекты открытия офшорных зон в самой России. Существует ли возможность добровольного или принудительного возврата капитала,"сделавшего ноги" из страны?
- Для этого, прежде всего, необходимо повысить инвестиционную привлекательность России и убрать фактор неопределенности для бизнеса. Институциональные реформы, связанные с совершенствованием судебной системы забуксовали. Сохраняется практика использования административного ресурса в бизнес- спорах, рейдерство. По доверию бизнеса к судебной системе мы сейчас находимся на 120 месте в мире из 140 стран. По использованию кумовства в системе госуправления - на 110, то есть ближе к концу.
- А как обстоят дела с иностранными инвесторами?
- Они боятся сюда идти потому, что неясно как дальше будут развиваться отношения России и других стран. Прежде всего, с США и странами Евросоюза. Но боятся сюда идти и страны, которые не участвуют в санкциях по тем же самым причинам. Японцы, к примеру, сюда пришли с удовольствием, деньги же не пахнут, как говорится. Но вот это состояние неопределенности, непредсказуемости отношений России с внешним миром оно все тормозит.
- Может быть, удастся найти внутренние ресурсы для экономического роста, возможно даже промышленного обновления повысив спрос путем повышения зарплат, как это власти начали в преддверии предстоящих выборов?
- Если повысить зарплаты в то время, пока еще не налажено внутренне производство, то люди все равно будут покупать не отечественные товары, а импорт. Поскольку он зачастую и качественнее, и дешевле. В стране ведь ничего практически не производится. Для начала нужно наладить производство потребительских товаров внутри страны. Ну, купят россияне новый айфон, а что в российской экономике от этого изменится? Так что повышение зарплат здесь не панацея. Можно было бы стимулировать производителей путем дотаций, но бюджет сейчас слишком напряженный. Свободных денег в казне нет, потому что цена на нефть упала. Практически все налоги уходят на армию и силовой блок. Производителям здесь рассчитывать особенно не на что. Так что в плане экономического роста нас ждут еще как минум полтора-два трудных года. Да и то, лишь если к тому времени будет урегулирована проблема с санкциями, то тогда еще есть какой-то шанс. А пока ничего не будет. В правительстве недооценили влияния санкций на российскую экономику, легкомысленно как-то сначала отмахнулись. Но все оказалось гораздо серьезнее.
- Можно ли выделить какие-то характерные черты, свойственные нынешней модели экономики?
- Это типичная модель сырьевой, рентной экономики. Она основана на отсутствии конкуренции, и свойственна моделям госкапитализма с высоким засильем монополий. У нас конкретно нефтегазовые корпорации оказывают высокое влияние на разработку экономического законодательства. Ограничение их влияния требует определенной политической воли, но ее как раз нет.