Креатив VS кризис
Лофтовые проекты на рынке недвижимости оказались за бортом потребительского интереса в период кризиса 2014-2015 годов. Адаптированные нежилые помещения нового для россиян, но привычного для западного мира формата, с более высокой налоговой нагрузкой, равной офисным, которые не имеют отдельных свидетельств о праве собственности стали показались рискованными для вложения денежных средств. Усугубила ситуацию и государственная программа субсидирования процентной ставки по ипотеке на первичном рынке жилья. Призванная поддержать застройщиков в кризис, на деле же на покупку апартаментов в экс-промышленных зданиях и сооружениях она не распространялась. Если на пике восходящей волны после кризиса 2008-го лофтовые проекты стали появляться десятками, в том числе и за пределами привлекательной для покупки жилья центральной части Москвы, то в период кризиса 2014-2015 годов большинство этих проектов оказались замороженными.
Куда бегут девелоперы?
Никуда, и это ключевой момент. В стране, где, по словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в СИЗО Александра Хуруджи, строительная отрасль лидирует по числу возбужденных уголовных дел против предпринимателей, бизнесмены продолжают работать и искать выходы из сложившихся затруднительных положений. Так, четыре проекта компании – офисное здание Apple Tower и жилые комплексы The Loft, Loft 17 и Loft Garden – к настоящему времени завершены. Обязательства перед дольщиками, как заверили "НИ" девелоперы, продолжают выполняться. Компания ранее замораживала свои проекты Loft Time, Loft Post и Loft Park, но в настоящий момент по ним ведется активная деятельность в плане урегулирования возникших разногласий с кредиторами и инвесторами. Основной кредитор – банк «Абсолют» - не имеет финансовых претензий. Часть задолженности в размере 1,2 миллиарда рублей перед вторым крупным кредитором – «Промсвязьбанком»- выкуплена, часть – на сумму 2 миллиарда рублей – в процессе переговоров. Единственным неурегулированным на данном этапе спором остается кредит в «ЛОКО банке» на сумму почти 230 миллионов рублей. При этом возврат кредита гарантирован его залоговой обеспеченностью в уже достроенных Loft 17 и Loft Garden. Инвестор высказал готовность урегулировать спор в правовом поле. Заявление банка о признании Алексея Ковальчука банкротом на этапе, когда девелопер предпринимает реальные шаги по завершению трех лофтовых проектов в престижных районах Москвы и возврату денежных средств по кредитам, суд счел необоснованным. Представитель конкурсного управляющего уверен, что позиция банка в отношении залога на объекты объясняется лишь «желанием кредитора забрать апартаменты себе в приоритетном порядке».
Что с проектами?
Вопросы возможности завершения строительства трех проектов, находящихся в различной степени готовности, – Loft Time, Loft Post и Loft Park – основатель компании RED Development Алексей Ковальчук обсудил на московском форуме «Недвижимость в России» с корреспондентом «Новых известий». По словам Ковальчука, для завершения строительства всех объектов уже найдены инвесторы – в том числе финансово-промышленная группа «Альтаир» подтвердила намерения достроить объекты и к настоящему времени уже выкупила большую часть кредита у «Промсвязьбанка». ООО «МТФПА» будет достраивать Loft Park. Cвою готовность включиться в проекты Loft Post и Loft Time высказали строительные компании «Мемфис» и «Колди Групп». Последняя уже может приступить к завершению проекта Loft Time сразу после решения вопросов с банком и дольщиками, в проект будет вложено около 750 миллионов рублей, и он будет сдан полностью к 2018 году.
«Однако, когда дольщики добились права собственности на Loft Time, основной кредитор – «Промсвязьбанк» потерял свои права на заложенные здания комплекса. Новый инвестор не войдет в проект, пока банк не добьется восстановления залога на недвижимость. Достижение трехсторонних договоренностей ускорит старт завершения проекта», - поясняет Ковальчук.
Свою готовность идти на диалог подтвердили и дольщики.
«Инициативная группа RED Development сейчас находится в постоянном контакте и ищет пути решения данного вопроса. Это действительно так, Ковальчук всегда на связи. Если до этого была какая-то тишина, и пытались достучаться, то сейчас есть диалог. Мы надеемся, что он конструктивный и к чему-то приведет», – говорит собственник и руководитель инициативной группы Loft Time Арман Саркисян.
Уже к ноябрю 2017 года девелопер планирует сдать еще один проект – Loft Post. На его завершение требуется почти 400 миллионов рублей. Еще около 20% от своих взносов готовы внести дольщики.
«Сейчас ситуация выравнивается. Сейчас на объект должны войти рабочие. То есть, найден инвестор и потихоньку покупатели надеются, что они увидят свет в конце тоннеля в этой истории. Ковальчук лично участвует в судьбе этих объектов и пытается ситуацию спасти», - рассказывает руководитель Loft Post Екатерина Попова.
Крупнейший проект RED Development – Loft Park с двумя очередями строительства, предусмотренными детским садом, школой и медицинским центром, девелопер готов достроить в течение двух лет. Выручка инвесторов от вложений в проект на данном этапе составит до 18 миллиардов рублей. Объем инвестиций, с учетом задолженности по кредиту, – около 10 миллиардов рублей. Новый застройщик, ООО «МТФПА», принял на себя обязательства перед всеми 195 дольщиками.
«Редкий случай, когда бизнесмену небезразлична судьба всех участников долевого строительства», – делятся дольщики. «Сейчас у компании RED Development назначен конкурсный управляющий, который старается погасить долги и регулярно пишет письма поддержки в адрес дольщиков. Такая позиция конкурсного управляющего в отношении нас даже была отмечена судьей, что они поддерживают нашу позицию», – в телефонном разговоре сообщила дольщик Валентина Тонконог.
По словам Валентины, Алексей Ковальчук «регулярно проводит общие собрания с дольщиками, на этих встречах он рассказывает, каким образом нужно выстраивать коммуникацию со всеми заинтересованными сторонами, чтобы из этой ситуации выбраться».
Сам Ковальчук отмечает: «Для меня принципиально важно было, чтобы права всех дольщиков были учтены. Моя задача – обеспечить такую процедуру банкротства, чтобы дольщики получили свое имущество наравне с другими кредиторами».