Posted 8 июня 2017, 13:19
Published 8 июня 2017, 13:19
Modified 7 марта, 17:15
Updated 7 марта, 17:15
Общероссийский народный фронт выступает против данных поправок в закон о «Крестьянском (фермерском) хозяйстве». Эксперты рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» уверены, что нововедения нарушают принцип свободы предпринимательства. В ходе общественного обсуждения специалисты дали негативный отзыв на законопроект и просят не допустить принятия поправок, ограничивающих развитие фермерского движения.
Если сейчас глава КФХ может покупать или брать в аренду у граждан любое количество сельскохозяйственной земли, то в случае принятия законопроекта Минсельхоза ситуация в корне поменяется. Все участки, которые окажутся больше «земельной нормы», фермер будет обязан продать в течение календарного года или же отказаться от аренды этой земли. А если за год «лишние» угодья не будут проданы, Росреестр заявит о нарушении закона и власти региона подадут на фермера иск в суд, требуя продать участки на торгах.
«Непонятно, чем обусловлено стремление авторов законопроекта ограничить крестьянские (фермерские) хозяйства в праве владения земельными ресурсами? Наоборот, необходимо всячески поддерживать КФХ, которые, являясь представителями малого бизнеса, наиболее гибки и эффективны при ведении сельского хозяйства. Фермеры, как правило, живут и работают в одной деревне или станице с теми, у кого они выкупают (арендуют) землю, и не вызывают отторжения у односельчан, чего не скажешь об агрохолдингах, в угоду которым вводится данное ограничение», - отметили эксперты рабочей группы.
Также сообщается, что ОНФ намерен обратиться в правительство РФ с требованием не допустить принятия поправок, ограничивающих развитие фермерского движения. Вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, эксперт рабочей группы Ольга Башмачникова заявила, что поправки, разработанные Минсельхозом, в очередной раз демонстрируют, что в основе аграрной политики профильного министерства лежит крупный бизнес и его интересы.
Народный фронт уже много лет занимается проблемами фермеров и земельных дольщиков. В первую очередь их проблемы связаны с нескончаемыми попытками крупных агрохолдингов нарушить земельные права мелких и средних сельхозтоваропроизводителей, чтобы расширить за их счет свои земельные площади. С такими целями используются целые команды юристов, инициируются судебные разбирательства. Данный законопроект Минсельхоза пришел, можно сказать, на помощь этим агрохолдингам, ведь если он будет принят, крупным землевладельцам не надо будет тратить деньги на суды – отбирать у фермеров землю станет государство.
Как показывает статистика, число фермерских хозяйств и без того сократилось за 10 лет на 40%. Многие уходят из КФХ как раз из-за различных барьеров, некоторые так и не становятся фермерами, не сумев получить землю.
«Дети не хотят продолжать вести хозяйство родителей, видя все трудности отцов, отсутствие реальной поддержки и льгот. И какая идея рождается в этой связи в Минсельхозе? Организовать своего рода «раскулачивание»: те крестьяне, которые с самого начала кровью и потом работали на своей земле, приумножая размер хозяйства, должны будут избавляться от «излишков». Да, можно встретить перекосы, когда фермерское хозяйство имеет 50 тыс. га, но таких единицы. Но даже это не так страшно, как безграничное использование земли гигантскими холдингами, ограничивать владения которых никто не планирует», - говорит Ольга Башмачникова.
При этом отмечается, что законопроект выглядел бы логичным, если бы речь шла об одновременном рассмотрении границ земель всех категорий собственников и введении законодательных понятий по размеру для всех типов субъектов, в том числе личного подсобного хозяйства, семейной фермы, крупного предприятия. В таком случае рамки появились бы у всех, даже у крупных собственников, так как на сегодняшний день ограничительный максимум площадей соответствующим образом не прописан, захват земель идет повсеместно практически на легитимной основе, то есть побеждает в этой борьбе крупнейший.
В настоящий момент российские власти говорят о необходимости поднимать, развивать деревню, сельские территории, а это подразумевает создание условий для развития предпринимательского климата, фермерства. Тем более что за 15 лет сельское население уменьшилось на 1,7 млн человек.
«Так зачем же на фоне этого лишать крепкие, деревнеобразующие фермерские хозяйства земли – основы сельской экономики, сокращать рабочие места, провоцировать социальное напряжение и волну недовольства? Ведь это же так очевидно: дайте людям землю, ресурсы для ее освоения и жилье – и они будут хозяйствовать, решать насущные проблемы, объединяясь в кооперативы. Но наши реалии, увы, иные: землю хотят ограничить именно у тех, кто тяжелейшим путем к ней шел», - констатирует Башмачникова.